Докажите что события изучаемого периода были коренным переломом не только



Вопрос 01. Каковы хронологические рамки коренного перелома в войне? Обоснуйте свою точку зрения.

Ответ. Коренной перелом начался, когда Красная армия приступила к контрнаступлению под Сталинградом 19 ноября 1942 года, потому что после этого стратегическая инициатива на Восточном фронте перешла в руки Красной армии окончательно, как позже выяснилось. Во время Курской битвы вермахт предпринял последнюю серьёзную попытку на Восточном фронте её перехватить. Эта попытка провалилась, что стало окончательно ясно с началом советского контрнаступления 12 июля 1943 года. Таким образом, коренной перелом продолжатся с ноября 1942 по июль 1943 годов.

Вопрос 02. Докажите, что события изучаемого периода были коренным переломом не только Великой Отечественной, но и всей Второй мировой войны. При ответе используйте свои знания зарубежной истории.

Ответ. Для англо-американских войск коренным переломом можно считать перенос боевых действий на европейский материк, то есть высадку на Сицилии 10 июля 1943 года. После поражения в Африке Гитлер уже не надеялся захватывать новые территории на этом направлении, но надеялся удержать уже захваченное. Он рассчитывал на защиту морей и океанов, но высадка на Сицилии, а вскоре и в Италии показала тщетность этих надежд. На Тихом океане таковым стал итог битвы на Гуадалканале, которая завершилась 9 февраля 1943 года, потому что после этого разгрома Япония окончательно потеряла стратегическую инициативу. Таком образом в период с ноября 1942 по июль 1943 годов коренной перелом произошёл не только на советском, но и на остальных театрах Второй мировой войны.

Вопрос 03. Сравните два крупнейших сражения Великой Отечественной войны — Сталинградскую и Курскую битвы по предложенным вами критериям.

Ответ. Сравнение:

1) наступление вермахта на южном направлении летом 1942 года было неожиданностью для Красной армии, в то время как план операции «Цитадель» был известен советской разведке задолго до начала наступления и оборона Курской дуге была хорошо подготовлена;

2) в начале Сталинградской битвы Красная армия была вооружена ещё плохо (согласно воспоминаниям К.К. Рокоссовского IV танковую армию в шутку называли четырёхтанковой, потому что во всей, подчёркиваю, танковой армии было 4 исправных танка), в то время как в Курской битве Красная армия изначально обладала преимуществом и в живой силе, и в технике;

3) во время Сталинградской битвы оборонительная фаза продолжалась гораздо дольше, чем во время Курской;

4) решающая фаза Сталинградской битвы проходила в городе, а Курской – на открытых пространствах, среди лишь немногочисленных деревень;

5) Сталинградская битва стала началом коренного перелома, Курская его завершила.

Вопрос 04. Охарактеризуйте роль поставок по ленд-лизу в СССР в 1942-1943 гг.

Ответ. По ленд-лизу поставлялись как необходимые СССР оружие и материалы, так и продукция, значительно уступавшая советским аналогам (например, пистолет-пулемёт Томсона). Однако отдельные виды поставок сыграли исключительно важную роль. Примером могут служить грузовые автомобили «Студебеккер», которые составляли значительную часть советского парка грузовиков, именно на них со временем стали монтировать знаменитые установки реактивного огня «Катюша». Важны были и поставки материалов. На территории СССР почти отсутствуют месторождения бокситов. Поэтому советские самолёты начала войны делались из фанеры и парусины. Более поздние модели (те же знаменитые Як-9) изготавливали уже из алюминия именно благодаря поставкам этого металла по ленд-лизу. Таким образом, данные поставки играли важную роль в оснащении Красной армии, хотя не все наименования поставляемого были действительно полезны.

Вопрос 05. Какие решения были приняты на Тегеранской конференции? Оцените эти решения, соотнесите их с военно-стратегической ситуацией того времени и с интересами ведущей «тройки» антигитлеровской коалиции.

Ответ. Решения Тегеранской конференции помогли скоординировать удары по фашистскому блоку, что отвечало интересам всех стран антигитлеровской коалиции. Также на этой конференции началось обсуждение послевоенного устройства мира именно в интересах ведущих держав, а не более мелких стран. В частности, об этом говорит право «вето», которым в созданной по результатом нескольких конференций ООН наделялись ведущие мировые державы, польский Вопрос решался без участия поляков и т. Д. Решения конкретно Тегеранской конференции следующие:

1) определена примерная дата открытия II фронта на территории Франции (непосредственно включённой в состав III Рейха);

2) определена послевоенная территория Польши, не включавшая земли, захваченные СССР в 1939 году;

3) де-факто было закреплено за Советским Союзом право в качестве контрибуции присоединить к себе после победы часть Восточной Пруссии;

4) по Вопросу о включении Прибалтийских республик в состав СССР должен проходить плебисцит, но без какой-либо формы международного контроля;

5) Ф. Рузвельт предложил разделить Германию на 5 государств;

6) продолжалось обсуждение структуры международной послевоенной организации по поддержанию мира;

7) И.В. Сталин дал обещание вступить в войну против Японии после разгрома Германии.

Вопрос 06. Расскажите об искусстве военного времени. Охарактеризуйте его роль в мобилизации нашего народа на отпор фашистским захватчикам.

Ответ. Искусство военного времени показывало зверства фашистов, призывало народ к борьбе и самопожертвованию. Характерно то, что такая тематика была не партийным заказом, а частью искреннего патриотического подъёма населения. Потому многие произведения этого периода действительно талантливы. Ярким примером может служить Андрей Платонов. До войны он подвергся опале за свой «Котлован», но на основе впечатлений от Великой Отечественной создал по истине патриотический сборник рассказов «Смерти нет!».

Вопрос 07. Как вы думаете, почему в годы войны изменилось отношение власти к Русской Православной Церкви? В чём это выразилось?

Ответ. Главное во время войны было сплотить население перед лицом врага. В качестве одного из средств достижения этой цели была использована Русская православная церковь, на сближение с которой пошло руководство страны. Разрешалась деятельность церковных организаций, выпускались на свободу многие деятели церкви. В ответ церковь призывала народ к борьбе, молилась за успех Красной Армии (многочисленны истории с чудотворными иконами, которые помогли одержать ту или иную победу), собирала деньги на нужды фронта. Многие люди, особенно в сельской местности, оставались верующими, потому такая позиция церкви имело большое значение.

Охарактеризуйте обстановку на советско-германском фронте, сложившуюся к осени 1942 г.

1. Разгром немецко-фашистских захватчиков под Сталинградом. Истощив силы противника упорным сопротивлением, советские войска начали в ноябре 1942 г. операцию «Уран» по уничтожению группировок немецко-фашистских войск на Сталинградском направлении.

Юго-Западный (командующий Н.Ф. Ватутин) и Донской (командующий К.К. Рокоссовский) фронты нанесли удар на левом фланге 6-й германской армии, а Сталинградский фронт (командующий А.И. Ерёменко) — на её правом фланге. Сломив сопротивление врага, советские войска устремились на запад и окружили германскую группировку численностью около 330 тыс. человек.

Попытка немецких войск прорвать окружение окончилась неудачей. Потеряв в результате боёв, голода, болезней и наступивших морозов свыше 100 тыс. солдат и офицеров, 2 февраля 1943 г. группировка немецких войск во главе с фельдмаршалом Ф. Паулюсом капитулировала. Одновременно силы вермахта отошли с Северного Кавказа, были отброшены за Дон и потеряли Донбасс.

Впервые с начала Второй мировой войны германская армия потерпела столь серьёзное поражение. Сталинградская победа ознаменовала начало коренного перелома в ходе Великой Отечественной и Второй мировой войны.

ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ МАРШАЛА К.К. РОКОССОВСКОГО

При здравой оценке создавшегося положения и в предвидении надвигавшейся зимы у врага оставался только один выход — немедленный отход на большое расстояние. Но, недооценивая возможности Советского Союза, противник решил удержать захваченное им пространство, и это было в сложившейся обстановке своевременно использовано нашим Верховным Главнокомандованием. И вот началось историческое сражение, повлёкшее за собой окружение массы отборных немецко-фашистских войск. И если задолго до этого у противника имелась ещё возможность спасти свои зарвавшиеся армии от разгрома путём своевременного и глубокого их отвода на запад, то теперь тупость и самоуверенность немецко-фашистского генералитета обрекла эти войска на гибель.

ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ ФЕЛЬДМАРШАЛА Э. МАНШТЕЙНА

Причину гибели 6-й армии следует, разумеется, искать в том, что Гитлер — главным образом из соображений престижа — отказался дать приказ об оставлении Сталинграда. После прекращения немецкого наступления возник фронт, для удержания которого на немецкой стороне не имелось достаточных сил. Попытка удержать этот чрезмерно растянутый фронт длительное время представляла собой… ошибку, поставившую 6-ю армию в конце ноября 1942 г. в критическое положение.

Как военачальники СССР и Германии оценивают сражение под Сталинградом? Сравните их позиции. В чём их взгляды совпадают?

2. Орловско-Курская дуга. Завершение коренного перелома в войне. В феврале 1943 г. продвижение советских войск было остановлено. Армии вермахта, овладев инициативой, вновь захватили Донбасс, Харьков и Белгород. На центральном участке советско-германского фронта к апрелю 1943 г. образовалась так называемая Курская дуга — орловская и белгородская группировки противника грозили прорвать фронт советских войск.

Воодушевлённый успехом контрнаступления, немецкий генштаб разработал операцию «Цитадель». Намечалось нанести мощный удар в районе орловско-курского выступа. Было задействовано множество новых танков «тигр» и «пантера», самоходных установок «фердинанд», истребителей «Фокке-Вульф-190».

Советское командование разгадало замыслы врага. Было решено оборонительными боями истощить его, а затем перейти в наступление. Удалось достичь превосходства над противником в силах и средствах. Поступление боевой техники и боеприпасов для сил вермахта срывали партизаны.

5 июля 1943 г. германские войска начали наступление. После упорных и кровопролитных боёв им удалось продвинуться на Орловском направлении всего на 10-12 км. Для отражения натиска противника в бой была введена 1-я танковая армия под командованием М.Е. Катукова. В районе деревни Прохоровки столкнулись отборные танковые дивизии Германии и 5-я гвардейская танковая армия под командованием П.А. Ротмистрова. На поле боя шириной в 6 км разыгралось крупнейшее во Второй мировой войне танковое сражение, в котором с обеих сторон участвовало около 1200 танков. Советские войска потеряли 500 боевых машин (до 60% состава), но планы вермахта были сорваны. И на Орловском, и на Белгородском направлениях Красная армия перешла в наступление.

Особенно ожесточённые и кровопролитные бои разгорелись на Орловском направлении. 5 августа 1943 г. Орёл и Белгород были освобождены. Битва на Орловско-Курской дуге закончилась.

Коренной перелом в Великой Отечественной войне, начатый под Сталинградом, завершился. Военная инициатива окончательно перешла к Красной армии.

В сентябре 1943 г. наступление советских войск возобновилось. Были освобождены Брянск, Смоленск, Новороссийск, Донбасс, Чернигов, Полтава, Днепровское левобережье. 6 ноября 1943 г. был взят Киев, потерю которого А. Гитлер расценил как утрату всей Украины.

3. Отношения с союзниками. Конференция в Тегеране. Пользуясь тем, что основные силы Германии были заняты на Восточном фронте, весной 1943 г. войска союзников вытеснили германо-итальянские войска из Северной Африки и начали наступление на территорию Италии.

Действия Великобритании и США, армии которых в 1942- 1943 гг. сковывали не более 3% сухопутных войск Германии, вызывали растущее недовольство в Москве. Бесспорно, что союзники оказывали СССР помощь, в частности осуществляя поставки по ленд-лизу. К примеру, каждый десятый самолёт в Красной армии был иностранного производства. Большую роль сыграло снабжение Советского Союза автотранспортом, снаряжением и продовольствием. В то же время в целом подобные поставки составляли не более 4% общего объёма производства в СССР. При этом график поставок нередко срывался. Обязательства открытия второго фронта в 1942 и 1943 гг., которые не раз давал У. Черчилль, не выполнялись. У советского руководства возникли подозрения, что союзники делают ставку на взаимное истощение СССР и Германии, с тем чтобы потом продиктовать им собственные условия мира.

В преодолении возникшего отчуждения важное значение имела конференция с участием И.В. Сталина, президента США Ф. Рузвельта и премьер-министра Великобритании У. Черчилля в Тегеране, состоявшаяся 28 ноября 1943 г., на которой удалось согласовать сроки открытия второго фронта в Западной Европе — не позднее 1 мая 1944 г.

Состоялось также обсуждение послевоенного политического устройства мира. Подтверждалась решимость союзников настаивать на безоговорочной капитуляции Германии. Союзники пришли к соглашению о расширении территории Польского государства на западе и определении его восточной границы с учётом того, что Западная Украина и Западная Белоруссия останутся в составе СССР. Договорились также о предоставлении Советскому Союзу незамерзающих портов Балтийского моря — Кёнигсберга (Калининграда) и Мемеля (Клайпеды).

4. Идеология, культура и война. Жестокая схватка советского народа с фашизмом оказалась в центре внимания ведущих деятелей отечественной культуры.

Достоянием массовой аудитории стали искусство плаката, художественное и документальное кино, публицистика и песня. Эти произведения быстро тиражировались и приобретали невиданную популярность. Огромную эмоциональную силу излучал плакат художника И.М. Тоидзе «Родина-мать зовет!».

Созданные художниками Кукрыниксами (М.В. Куприяновым, П.Н. Крыловым и Н.А. Соколовым), а также Б.Е. Ефимовым, Н.Э. Радловым плакаты и гротескные карикатуры, персонажами которых были гитлеровские главари, оказались мощным пропагандистским средством, разоблачавшим идеологию фашизма. Традицию «Окон РОСТа» продолжали ежедневные выпуски «Окон ТАСС» — плакатов с подписями на злобу дня, выполненных известными поэтами и публицистами. Как правило, плакаты выставлялись в уличных витринах.

Родина-мать зовет! Художник И. М. Тоидзе

О положении на фронте население узнавало по радио. На улицах и в общественных местах были установлены репродукторы.

Люди с замиранием сердца вслушивались в фронтовые сводки, голос диктора Всесоюзного радио Ю.Б. Левитана стал самым известным в стране. Около 2 тыс. статей опубликовал за годы войны в «Красной звезде», во фронтовых газетах, в других средствах массовой информации И.Г. Эренбург.

Многие известные литераторы работали военными корреспондентами. Стихотворные истории А. Т. Твардовского про смелого и удалого солдата Василия Тёркина со временем превратились в одно из лучших произведений советской литературы, воспевших подвиг рядового солдата Великой Отечественной войны, — «Книгу про бойца».

«Сталинградские очерки» корреспондента газеты «Красная звезда» писателя В.С. Гроссмана создавались в дни героической обороны города и воссоздавали суровые будни мужественных защитников Сталинграда. Невиданной популярностью пользовалась лирика К.М. Симонова.

Песня «Священная война» (стихи В.И. Лебедева-Кумача, музыка А.В. Александрова) оказалась созвучной нравственному настрою советских людей. Слова этой песни, исполненной в первые дни войны, потрясли своей пронзительной душевной энергией.

Символом стойкости родного города стала для ленинградцев Седьмая симфония Д.Д. Шостаковича, исполненная 9 августа 1942 г. в блокадном Ленинграде.

Выдающиеся музыканты С.Т. Рихтер и М.В. Юдина, солисты Большого, Кировского и других оперных театров страны давали концерты в воинских частях и госпиталях. На встречи с бойцами выезжали симфонические оркестры, камерные коллективы, ансамбли песни и пляски и народного танца.

Песенное творчество оказалось особенно притягательным для советских воинов. Всенародной любовью пользовались Л. О. Утёсов, К.И. Шульженко, Л.А. Русланова, И.Д. Юрьева — талантливые исполнители народных песен и песен, созданных уже в советское время.

События на передовой и в тылу старались запечатлеть на фотоплёнку многие известные фотокорреспонденты. С риском для жизни они добывали материалы, сохранившие до наших дней подлинные свидетельства событий тех суровых лет.

В военных условиях в большинстве городов страны театры продолжали свою работу. Московский театр имени Евг. Вахтангова представил зрителям в 1942 г. пьесы «Фронт» А.Е. Корнейчука и «Русские люди» К.М. Симонова.

Самая массовая аудитория была у кино. Фильмы широко демонстрировались и на фронте, и в тылу. Высоким патриотическим пафосом наполнены фильмы «Секретарь райкома» (реж. И.А. Пырьев), «Она защищает Родину» (реж. Ф.М. Эрмлер), «Парень из нашего города» (реж. А.Б. Столпер и Б.Г. Иванов) и др.

Искусство военных лет вселяло в советский народ уверенность в победе, звало его на подвиг во имя Родины.

5. Русская Православная Церковь в годы войны. В разгар войны резко изменилось отношение властей к Русской Православной Церкви. Вера поддерживала и спасала многих в пору страшных физических и моральных лишений. Духовенство с первого дня войны призвало народ к защите Родины и безоговорочно поддержало государство в борьбе с фашизмом. Многие священнослужители активно участвовали в партизанском движении на оккупированной территории (особенно в Белоруссии). Церковные службы не прекращались по всей России, даже в храмах блокадного Ленинграда. Русская Православная Церковь на собранные народные пожертвования снарядила на фронт танковую колонну «Димитрий Донской» и самолёты эскадрильи «Александр Невский».

В 1943 г. власти позволили провести выборы патриарха. Им был избран митрополит Сергий (И.Н. Страгородский). В 1944 г. вышел первый номер «Журнала Московской патриархии». Тогда же было принято официальное решение о возобновлении богослужений в первых восстанавливаемых храмах. К концу войны на территории СССР действовало более 10 тыс. православных храмов и 75 монастырей.

Патриарх Сергий

1. Каковы хронологические рамки коренного перелома в войне? Обоснуйте свою точку зрения.

2. Докажите, что события изучаемого периода были коренным переломом не только Великой Отечественной, но и всей Второй мировой войны. При ответе используйте свои знания зарубежной истории.

3. Сравните два крупнейших сражения Великой Отечественной войны — Сталинградскую и Курскую битвы по предложенным вами критериям.

4. Охарактеризуйте роль поставок по ленд-лизу в СССР в 1942- 1943 гг.

5. Какие решения были приняты на Тегеранской конференции? Оцените эти решения, соотнесите их с военно-стратегической ситуацией того времени и с интересами ведущей «тройки» антигитлеровской коалиции.

6. Расскажите об искусстве военного времени. Охарактеризуйте его роль в мобилизации нашего народа на отпор фашистским захватчикам.

7. Как вы думаете, почему в годы войны изменилось отношение власти к Русской Православной Церкви? В чём это выразилось?

План-конспект урока истории в 11 классе

Тема урока: Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны

Тип урока: комбинированный с элементами самостоятельной работы и электронной презентации

Цели урока:

Дать полное представление о ходе боев под Сталинградом;

Определить значение Сталинградской, Курской и битвы за Днепр в истории Второй мировой войны.

План урока:

Повторение изученного материала. Сообщения уч-ся.

Летнее наступление немецких войск.

Битва за Сталинград.

Курская битва.

Форсирование Днепра.

Ход урока:

Проблемный вопрос:

— Докажите, что события изучаемого периода были коренным переломом не только Великой Отечественной войны, но и Второй мировой войны.

1) Сообщения уч-ся по вопросам:

«Новый порядок» германских властей на оккупационных территориях.

Партизанское движение как проявление отечественного характера войны советского народа с германскими захватчиками.

«Все для фронта, все – для победы!»

С сообщениями выступают подготовленные уч-ся – по 3-4 мин. каждый. Рассказ каждого ученика сопровождается электронными иллюстрациями.

Вопросы для повторения:

— Охарактеризуйте значение битвы под Москвой.

— Докажите, что в результате Московской битвы план «Барбаросса» окончательно провалился.

2) – Советское командование, опасаясь повторного наступления немецких войск на Москву, продолжало удерживать там значительные силы.

— Но главный удар как генеральное наступление Гитлер планировал на юге с целью овладения богатыми стратегическим сырьем, а главное – нефтью – Кавказом и Нижним Поволжьем.

— В мае 1942 г. началось наступление сил вермахта на Крым.

21 мая они овладели Керченским полуостровом, что серьезно осложнило положение защитников Севастополя.

4 июля, после месяца тяжелых оборонительных боев, Севастополь пал.

Под Харьковом, в конце мая, в результате серьезных ошибок командования, две советские армии попали в окружение.

В конце июня гитлеровцы добились серьезных успехов: они овладели Донбассом и вышли в большую излучину Дона и Волги, создав угрозу Сталинграду и Северному Кавказу.

3) – Уже в середине июля 6-я армия генерала Ф. Паулюса столкнулась с упорной обороной советских войск.

28 июля нарком обороны Сталин издал приказ № 227, который имел целью самыми жесткими мерами пресечь проявление трусости и дезертирства. Он категорически запрещал любое отступление без особого распоряжения. В приказе звучало суровое требование: «Ни шагу назад!».

Вопрос для обсуждения:

— Выскажете свое мнение: оправданы ли были в тех условиях столь суровые меры?

— 23 августа германские люфтваффе совершили 2000 боевых вылетов на Сталинград, подвергнув город страшным бомбардировкам и превратив его в руины.

Зачитать отрывки из книги В. Пикуля «Барбаросса».

— 13 сентября немцы ворвались в некоторые районы Сталинграда. Начались бои в городе, который обороняла 62 армия под командованием генерала В.И. Чуйкова 64 армия генерала М.С. Шумилова, части и соединения под командованием С.Ф. Горохова, В.А. Горишнова, П.Н. Людникова, А.И. Родимцева.

Гиперссылка о В.И. Чуйкове

— Мужество защитников города потрясает до сих пор. Одним из самых ярких примеров героизма советских солдат и командиров стал знаменитый «Дом Павлова».

— Что вы знаете об этом?

На слайде – фотографии школьников 93 школы в городе-герое Волгограде.

— Во время тяжелых боев за Сталинград Г.К. Жуковым и К.К. Василевским был разработан план контрнаступления советских войск под условным названием «Уран».

На слайде – схема разгрома немецких войск под Сталинградом (учебник А.А. Данилова, 9 кл., стр. 236)

Самостоятельная работа уч-ся:

— Познакомившись с материалами по плану «Уран», подготовьте рассказ о стратегическом замысле авторов плана.

19 ноября 1942 г. началось контрнаступление советских войск по плану «Уран»:

Войска Юго-Западного фронта под командованием Н.Ф. Ватутина и Сталинградского фронта под командованием А.И. Еременко начали наступление, продвигаясь навстречу друг другу.

23 ноября они соединились в районе станицы Советская, взяв в окружение 6-ю армию генерала Паулюса – всего 22 дивизии.

2 февраля 1943 г. силами Донского фронта под командованием К.К. Рокоссовского был завершен разгром окруженной группировки противника.

Учитель подробнее рассказывает о реализации плана «Уран», о сложностях его решения, о пленении Паулюса, о реакции на поражение в Германии (траур).

Рассказ учителя сопровождается (или заменяется демонстрацией видеоролика0

Классу предлагается задание для самостоятельной работы:

— Определите значение победы советских войск в Сталинграде.

4) – Разгром немецких войск под Сталинградом перерос в мощное наступление Красной Армии по всей линии фронта – от Великих Лук до Азовского моря.

К концу апреля 1943 г. советские войска освободили: Северный Кавказ, Краснодарский край. Ростов, Донбасс.

В январе 1943 г. был осуществлен частичный прорыв блокады Ленинграда.

Освободив Курск, войска Воронежского фронта выдвинулись далеко на запад, образовав так называемую Курскую дугу.

Используя этот стратегический просчет советского командования, Гитлер бросил под Курск свои лучшие отборные силы, планируя переломить ход войны в свою пользу.

На слайде – схема Курской битвы.

— План германского командования «Цитадель» состоял в том, чтобы одновременно нанести удары с севера – от Орла и с юга – от Белгорода, окружив крупные силы советских войск.

— Благодаря успешной работе советской разведки, командованию был доподлинно известен план «Цитадель», что позволило разработать контрплан.

Задание для самостоятельной работы:

— В чем состоял замысел советского командования?

— В чем уникальность сражения под Прохоровкой?

— Чем завершилась курская битва?

Во время ответов уч-ся на слайдах демонстрируются фотографии Курской битвы и первого победного салюта в Москве в честь освобождения Орла и Белгорода.

5) – Победа советских войск под Курском положила начало мощному наступлению Красной Армии на фронте до 2 тыс. км.

В ходе этого наступления были освобождена Левобережная Украина и Причерноморье.

Отступая, немецкие войска укрепились на высоком правом берегу Днепра.

К 7 ноября освобождением Киева завершилась битва за Днепр.

Вопросы для обсуждения в парах:

— В чем была уникальность и особая сложность этой операции?

— Почему победой за Днепр завершился коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны?

Итог урока:

Ответ на проблемный вопрос, поставленный в начале урока.

Выполнение заданий теста.

Домашнее задание:

Материал учебника и других источников по теме;

Какие решения были приняты на Тегеранской конференции?

Подготовьте сообщения по материалам художественной литературы, воспоминаниям участников событий.