При переезде колесом автомобиля через голову образуются переломы

Содержание

В момент переезда через тело человека колесами автомобиля при скорости движения более 20 км/ч обычно происходит удар движущимся колесом с последующим протаскиванием или отталкиванием тела. Затем следует накатывание колеса и сдавление. Не всегда указанные этапы строго следуют один за другим, что зависит от профиля дороги, скорости движения, положения тела потерпевшего. Переезд через тело потерпевшего может произойти после его падения вследствие удара движущимся автомобилем.

Рис. 40. Механизм образования «первичного щипка». 1 — колесо; 2 — часть тела (нижняя конечность); 3 — отслоение кожи с образованием «кармана», заполненного кровью; 4 — надрывы кожи; 5 —

разрыв

кожи; 6 — зона осаднения на коже; 7 — зона «первичного щипка».

Травмирование накатывающимся колесом тела человека является сложным динамическим процессом, который складывается из ряда явлений. Первичное соприкосновение колеса с телом человека воспринимается как удар твердым тупым предметом. Вследствие вращения колеса (между ним и покрытием дороги) «затягиваются» одежда и кожные покровы. Натяжение одежды приводит к ее повреждениям (разрывы в области швов, отрывы пуговиц и др.), а на коже возникают полосчатые осаднения и кровоподтеки (в поперечном направлении по отношению к движению колеса) — «первичный щипок». В области «первичного щипка» возможно появление надрывов эпидермиса вследствие перерастяжения кожи. После этого начинается процесс накатывания колеса, при котором как на одежде, так и на теле возникают негативные отпечатки рисунка протектора колеса (рис. 40). Механизм их образования следующий: в момент переезда колесом участки кожи сдавливаются наиболее выступающими частями протектора. Вследствие сдавления сосудов кровь переполняет участки кожи, соответствующие западающим частям протектора. В этих местах возникают кровоизлияния. Повреждения, отображающие западающие части протектора, принято называть негативным отпечатком, а выступающие — позитивным. Комплекс негативных и позитивных отпечатков и составляет в целом рисунок протектора колес автомобиля, что может служить целям идентификации конкретного протектора (рис. 41).

Рис. 41. Образование отпечатка протектора колеса на коже. 1 — колесо; 2 — выступы протектора колеса; 3 — кожа.

К специфическим признакам этого вида автомобильной травмы можно отнести отслойку кожи с образованием обширных «карманов», заполненных излившейся кровью, которые образуются в результате вращения и скольжения движущегося колеса. На ограниченных участках тела (бедро, голень) может возникать циркулярная отслойка кожи. На выраженность этого признака влияют характер грунта, скорость движения автомобиля, его масса и др. Кроме указанных следов, на коже можно обнаружить и характерные повреждения в виде ссадин, которые возникают от волочения или трения тела о грунт или колеса автомобиля. Возникающие ссадины, ушибленные или ушибленно-рваные раны, имеют различную форму, а локализация их непостоянна.

В основе механизма повреждений костей черепа и головного мозга при переезде колесами лежит сдавление указанной области между двумя твердыми предметами. При этом происходят грубая деформация костей черепа и разрушение вещества головного мозга, часть которого через открытые переломы и рваные раны выдавливается наружу и выбрасывается по ходу автомобиля. Вещество головного мозга, сохранившееся в полости черепа, имеет вид бесструктурной массы. Отсутствие обширных кровоизлияний в оболочки мозга и его вещество можно объяснить быстрым наступлением смерти.

По форме уплощения головы, а также по характеру переломов и распространению трещин на костях свода и основания черепа можно установить направления действующей силы.

При переезде колесом автомашины, движущейся со скоростью 15 км/ч через грудную клетку, возникают повреждения, отличительной особенностью которых является несоответствие наружных повреждений внутренним. При незначительных наружных повреждениях (и даже при полном их отсутствии) наблюдаются обширные, множественные, двусторонние, симметрично расположенные переломы ребер, лопаток, остистых отростков позвонков. Переломы закрытые, обычно двусторонние. В момент накатывания колеса на грудную клетку возникают переломы ребер, которые локализуются в точках наибольшего прогиба ребер и могут проходить по различным анатомическим линиям, что зависит от направления сдавления грудной клетки (рис. 42).

Рис. 42. Последовательность образования переломов ребер при переезде колесом автомобиля.

Двусторонние переломы ребер возникают в случае переезда туловища не только в поперечном направлении, но и под углом. Односторонние переломы могут образоваться при прокатывании колеса вдоль туловища, по одной стороне грудной клетки. Помимо переломов ребер, к характерным повреждениям можно отнести закрытые оскольчатые переломы лопаток, остистых отростков позвонков и их дужек.

Травматические изменения внутренних органов многообразны, возможны перемещения органов из одной полости в другую, например легких в брюшную полость при часто наблюдающихся разрывах диафрагмы. Особое диагностическое значение приобретает формирование буллезной эмфиземы легких вследствие резкой компрессии, разрыва альвеол и перемещения воздуха в зоны, не подверженные непосредственному давлению.

При переезде колесом автотранспортного средства через область таза возникают множественные переломы тазового кольца. При действии силы в переднезаднем направлении наиболее часто возникают переломы лобковых костей, крестца и крыльев подвздошных костей в области вертлужных впадин. Сжатие тазового кольца с боков приводит к поперечным переломам лобковых костей и крыльев подвздошных костей.

Переезд, как самостоятельный вид автомобильной травмы встречается редко и наблюдается только в случаях, когда пострадавший перед происшествием находится в горизонтальном положении на дороге. Значительно чаще переезд наблюдается в сочетании с ударом автомобилем пешехода, выпадением из движущегося автомобиля, т.е. при комбинированных видах автомобильной травмы 14-25%. Повреждения от переезда колесами автомобиля в большинстве случаев сочетанные, множественные и тяжелые, их преимущественное расположение — грудная клетка, таз, живот, реже голова.

Переезд может быть вдоль тела, поперёк тела и в косом направлении. Он может быть по передней или задней поверхности, по одной или нескольким частям тела и т.д. Переезд может быть полным (перекатывание) или неполным (накатывание), одиночным или множественным.

Механизм травмы от переезда состоит из нескольких фаз:

  1. соприкосновение тела с колесом — удар;
  2. протаскивание, волочение, отталкивание тела колесом;
  3. накатывание колеса;
  4. переезд колесом и сдавливание.

Механизм переезда подробно изучен Kassai (1943). Он установил, что если высота предмета, измеренная от земли, достигает величины радиуса колеса, то вероятность переезда становится равной 0. К факторам, определяющим вероятность переезда также относятся: свойства почвы и предмета, их способность к сжатию, масса переезжаемого тела, направление оси тела по отношению к колесу и др. Он считает, что вероятность переезда тем более, чем больше масса переезжаемого тела и коэффициент трения. Переезд возможен при положении тела на спине или животе и невозможен при положе

нии его на боку.

Экспериментальные переезды колесами грузового автомобиля через манекен в области «грудной клетки” показали, что при скорости 10-15 км/ч колесо равномерно сдавливает сторону грудной клетки на которую оно наезжает, а потом и сторону с которой оно скатывается. При скорости свыше 20 км/ч колесо ударяет тело или протаскивает его по поверхности почвы, а затем колесо въезжает на грудную клетку и, не перекатываясь через противоположную сторону, перескакивает через неё. При этом длина соскока колеса от края манекена достигает: при скорости 25 км/ч —              40 см; при ско

рости 30-40 км/ч — до 70 см. Этим и объясняется отсутствие в некоторых случаях переезда двухсторнних переломов рёбер.

Наиболее типичные повреждения от переезда возникают в результате трения и сдавления колесом. У большинства (80%) погибших наблюдаются повреждения мягких тканей от удара, трения, растяжения и сдавления колесом, а также трения о грунт (табл. 7.3).

К специфическим следам и повреждениям кожи относятся: отпечатки рисунка протектора в виде ссадин, кровоподтеков и наслоений различных веществ.

Эти отпечатки могут быть: 1) объёмные (песок, грунт и др.);

  1. поверхностные (тело, одежда). Кроме того, их можно подразделить на:

А. Позитивные, если они повторяют рисунок выпуклых частей шины (протектора):

  • ссадины, кровоизлияния, наслоения;
  • отслоения.

Б. Негативные, если они повторяют рисунок углублений шины:

  • кровоизлияния и кровоподтеки;
  • пылегрязевые наложения, наслоения.

Специфическим признаком переезда считается возникновение

обширных циркулярных отслоений кожи и подкожной жировой основы,

мышц и фасций с образованием полостей, заполненных кровью (больше со стороны наезда). При переезде через бедро и голень в месте непосредственного соприкосновения колеса с конечностью происходит переворачивание конечности, перекручивание кожи, а иногда и мышц вокруг оси конечности. Нарушается связь между кожей, клетчаткой и мышцами, разрываются кровеносные сосуды, образуются круговые отслоения и полости, заполненные кровью, ссадины, кровоподтеки и иногда следы на одежде и коже, отображающие отдельные детали частей автомобиля.

К группе специфических признаков относят ещё такие повреждения, как переломы с полными отрывами 3-4 и более смежных остистых отростков позвонков и следы-отпечатки деталей ходовой части машины (см.табл. 7.3).

Для подтверждения переезда большое значение имеет и ряд характерных повреждений мягких тканей, возникающих в фазе протаскивания и переезда. Наиболее часты полосатые, параллельно идущие ссадины от трения тела о грунт при протаскивании, располагающиеся на стороне тела, противоположной отпечаткам протектора. По их характеру и локализации можно установить направление движения тела по плоскости, а, следовательно, и направление движения автомобиля; путь перемещаемого и трущегося о грунт тела; особенности плоскости, по которой скользило тело.

К наиболее общим характерным повреждениям относятся:

  • наличие двусторонних, сочетанных, множественных повреждений;
  • широкие, поперечно расположенные ссадины от трения вращающимся колесом в месте его соприкосновения с телом (по ширине этого участка осаднения можно судить и о ширине шины автомобиля);
  • образование на противоположной ссадинам поверхности продольно (вертикально) расположенных глубоких рваных ран. Их возникновение обусловлено вращательным движением колеса, растяжением кожи и последующим её сдавлением;
  • многочисленные зигзагообразные, поверхностные, параллельные разрывы эпидермиса с неровными краями (описаны Э.Гофманом, 1933 и Л.В.Станиславским, 1958). Дно их плоское, бледно-красного цвета, образовано растянутым, но неповрежденным слоем дермы, в подкожной основе наблюдаются разлитые кровоизлияния. Эти разрывы располагаются по ходу пучков структурных волокон. Происхождение разрывов связано с прохождением колеса через тело недалеко от костных выступов в паховых и подключичных областях. Гистологически: края разрывов эпидермиса не осаднены, но отслоены от собственно кожи. В последней наблюдаются расслоения и растяжения пучков коллагеновых волокон. В подкожной основе нарушается структура стромы, разрывы пучков и скопления эритроцитов;
  • лоскутообразные рваные раны, возникающие от трения и сдавления вращающимся колесом (скальпированные раны);
  • отпечатки ткани и частей одежды на коже в виде своеобразных белых пятен на фоне трупных изменений, в виде ссадин, кровоизлияний (от давления колеса), пергаментных пятен;
  • «скелетирование» нижних конечностей в результате трения о грунт при волочении тела колесом (своеобразное «спиливание» мягких тканей и костей).

Специфическим и характерным повреждениям часто сопутствуют многочисленные нехарактерные повреждения мягких тканей: ссадины, ушибленные и рваные раны, реже — кровоподтеки.

Повреждения головы при переезде автомобилем наблюдаются более чем у 40% погибших. Наружные повреждения всегда сопровождаются кровоизлияниями на внутренней поверхности кожно-мышечных лоскутов и переломами костей черепа. При этом виде травмы возникают сложные переломы костей черепа от неоднократных воздействий:              первичного удара колесом, трения и сдавления движущимся

колесом с перемещением места приложения силы. Обращает на себя внимание весьма однообразное расположение переломов: почти всегда наблюдаются сочетанные переломы костей свода, основания черепа и лицевого скелета. Изолированные переломы костей основания или свода черепа редки. Переломы чаще оскольчатые, многооскольчатые, множественные, закрытые и открытые, могут приводить к деформации головы.

Согласно классификации А.А.Матышева (1969), переломы основания черепа при переезде подразделяются на 5 типов:

  • первый тип (15%) — полные поперечные одиночные переломы в средней черепной ямке (небольшой вес машины или мягкий грунт);
  • второй тип (35%) — два полных поперечных переломов по двум черепным ямкам;
  • третий тип (30%) — многочисленные (более 2-х) поперечные переломы во всех трех черепных ямках;
  • четвертый тип (10%) — многооскольчатое разрушение костей;
  • пятый тип (10%) — отнесены случаи сдавления головы в передне-заднем направлении, при этом линии переломов проходят в продольном направлении.

Деформация головы при переезде относится большинством авторов к характерным признакам переезда и наблюдается в среднем в 70% случаев. По данным Д.Н.Матвеева (1949) сопротивляемость головы к силовой нагрузке составляет 808 кг (для черепа — 426 кг). Конфигурация головы изменяется в зависимости от направления действующей силы, определяющей расположение образующихся трещин и переломов. Линии переломов лучеобразно расходятся от точек сдавления на свод и основание черепа, причем наибольшие разрушения наблюдаются в местах сдавления и на основании черепа (в месте приложения силы). Переломы костей часто сопровождаются разрывами оболочек и повреждениями вещества головного мозга, что связано с их близостью к костям, осколками которых и причиняются повреждения. Грубые повреждения головного мозга и мозжечка сочетаются при открытых переломах с вдавливанием размозжённого мозгового вещества через переломы в носовые ходы, носоглотку, полость рта и наружные слуховые проходы. Из носоглотки мозговое вещество может попадать в дыхательные пути, пищевод и даже желудок.

Несмотря на обширные разрушения головы при переезде обычно не наблюдается большого числа кровоизлияний в оболочки и головной мозг. Такое несоответствие характерно для переезда и объясняется (А.А.Солохин, 1968):              1) быстрым темпом наступления смер

ти; 2) открытым характером повреждений костей черепа. Немаловажным обстоятельством является и то, что часть повреждений носит «резаный» характер, возникает от действия острых краёв осколков сломанных костей.

При переезде через голову могут наблюдаться двойные переломы нижней челюсти и надрывы ушных раковин.

Повреждения позвоночника возникают в момент переезда колесом через туловище. Чаще образуются переломы грудных и поясничных позвонков, реже — шейных.

При переезде колесом по задней поверхности тела образуются повреждения тел позвонков, которые представляют собой поперечные, реже оскольчатые или компрессионные переломы, в сочетании с разрывами межпозвонковых дисков и всегда значительных повреждений оболочек и вещества спинного мозга до его полного анатомического разрыва. Могут возникать переломы остистых отростков грудных и поясничных позвонков, возникающие от одностороннего давления на них со стороны движущегося колеса при положении тела спиной вверх. При этом образуются отрывные переломы остистых отростков нескольких смежных позвонков. Поврежденные части отростков отклонены в сторону движения колеса. Характер этих переломов дает основание установить вид автомобильной травмы, положение тела в момент переезда и его направление.

Для переезда грудной клетки характерно возникновение незначительно выраженных повреждений мягких тканей и образование обширных множественных повреждений костей и внутренних органов. Часто встречаются переломы рёбер.

В происхождении переломов рёбер при переезде имеют значение два механизма: удар и сдавление колесом. При этом, переломы могут располагаться в месте приложения силы (прямые, разгибатель- ные) и в отдалении от него (непрямые, сгибательные). Отмечено, что на стороне грудной клетки, где колесо въезжает, возникает большее количество повреждений, чем на противоположной. При переезде по передней поверхности груди переломов больше.

Наиболее характерными признаками переломов при переезде являются: 1) закрытый и двусторонний характер переломов нескольких смежных рёбер (преимущественно Y-YIII рёбер); 2) множественность переломов на протяжении рёберной дуги по двум и более анатомическим линиям с каждой стороны (околопозвоночной, лопаточной и средней подмышечной линиям); 3) сочетание разных по механизму переломов рёбер ; 4) более значительные переломы на стороне въезда колеса; 5) деформация грудной клетки (особенно со стороны въезда колеса). Область, подвергающаяся сдавлению, либо соответствует ширине колеса (при перпендикулярном переезде к оси тела), либо больше ее (при переезде под углом к оси тела).

Переломы ключиц, лопаток, грудины почти всегда закрытые, поперечно-косые или оскольчатые, со значительными кровоизлияниями в окружающие ткани. Переломы лопаток возникают при переезде верхней половины грудной клетки при положении тела спиной вверх. У 30-40% погибших наблюдаются переломы одной лопатки. Повреждения обеих лопаток характерны для травмы от переезда и почти не встречаются при других видах автомобильной травмы. Повреждения грудины, как правило, возникают при переезде тела, лежащего на спине. Одновременно повреждаются реберные хрящи и ребра по окологрудинной линии.

При переезде грудной клетки и живота возникают тяжелые закрытые и множественные повреждения паренхиматозных и полых органов. По тяжести они резко не соответствуют наружным (обычно менее выраженным) повреждениям. Чаще других органов страдают лёгкие (особенно верхушки лёгких), сердце, аорта, печень, селезёнка, реже — полые органы. Часты и характерны разрывы диафрагмы с перемещением в плевральные полости органов брюшной полости. Наблюдаются разрывы паховых колец промежности с выдавливанием кишечника под кожу или наружу. Повреждения мочевого пузыря, мочеиспускательного канала, матки и влагалища редки, но все же встречаются значительно чаще, чем при других видах автомобильной травмы.

Переезд таза может произойти лишь в положении тела на животе или спине и исключается при положении его на боку. При переезде через таз могут возникать изолированные переломы отдельных костей без нарушения непрерывности тазового кольца и множественные переломы с нарушением его непрерывности. Первые встречаются редко и преимущественно при переезде тела на мягком грунте, наличии на теле плотной одежды, небольшой массе автомобиля и при переезде тела в продольном направлении. Более характерны для переезда множественные, двусторонние переломы, расположенные в переднем и заднем отделах, с нарушением непрерывности тазового кольца во многих местах и его деформацией. Для переезда таза в поперечном направлении (при положении тела на спине) наиболее характерны вертикальный перелом крыла подвздошной кости на стороне въезда колеса, разрыв подвздошно-крестцовых сочленений с обеих сторон, перелом ветвей лобковых и седалищных костей с обеих сторон и разрыв лонного сочленения.

Деформация таза отмечается примерно в 25% случаев переезда и является характерным диагностическим признаком этого вида травмы.

Классификация переломов таза

А. Переломы не нарушающие непрерывности тазового кольца:

  • лонной кости:

а)              односторонний; б) двусторонний;

  • крыла подвздошной кости
  • седалищной кости:

а)              односторонний; б) двусторонний;

  • лонной и седалищной костей на противоположных сторонах
  • крестца и копчика (поперечный).

Б. Переломы нарушающие непрерывность тазового кольца:

  • переднего отдела таза двусторонний;
  • заднего отдела таза двусторонний;
  • односторонний двойной вертикальный перелом:

а)              неполный переднего типа; б) неполный заднего типа;

  • двусторонний двойной вертикальный перелом;

а)              диагональный; б) неполный переднего типа;

в)              неполный заднего типа; г) полный;

  • изолированный разрыв симфиза.

При переезде через крестцовую область обычно возникают поперечные переломы крестца, разрывы подвздошно-крестцовых сочленений, иногда повреждения переднего отдела тазового кольца. Разрушения тазового кольца при положении тела на животе менее значительны, чем при положении тела на спине. Переломы костей таза всегда сопровождаются массивными кровоизлияниями в мягкие ткани, клетчатку тазовой области, отслоением кожи, повреждениями кожных покровов.

Повреждения нижних конечностей при переезде колесом встречаются значительно реже, чем при ударе. Мягкие ткани травмируются практически в каждом случае переезда через конечность. Особенности этих повреждений имеют большое диагностическое значение. При этом следует учитывать некрозы кожи, возникающие через некоторое время после травмы в результате отслоения, размозжения и обескровливания тканей. Переезд конечности может сопровождаться и переломами костей, которые часто имеют поперечно-оскольчатый характер и сходны с «типичными бампер-переломами”. Наличие дополнительных повреждений на той же кости и тщательное изучение мягких тканей в области переломов позволяет верно диагностировать вид травмы.

Большинство переломов костей нижних конечностей закрытые, оскольчатые, многооскольчатые, одиночные, двойные, располагаются преимущественно в средней и нижней трети бедра или голени. При двойных переломах образующийся между ними осколок, как правило, представляет собой массу мелких костных фрагментов, нередко внедрившихся в окружающие мышцы. По ширине участка переломов можно судить о ширине протектора. Важное значение для диагностики механизма сжатия кости в поперечном направлении имеют козырькоподобные выступы кортикального слоя. Их расположение соответствует месту приложения силы. Они выявляются на поперечных распилах кости. Наряду с переломами возникают разрывы связок коленного и голеностопного суставов.

Повреждения верхних конечностей встречаются сравнительно редко, всегда в сочетании с повреждениями грудной клетки и живота.

Таким образом, выявление на теле пострадавшего комплекса специфических и характерных повреждений от сочетанного воздействия удара, трения и сдавления вращающимся колесом дает основание для вывода об имевшем место переезде тела. Обнаружение признаков иного механизма повреждений может свидетельствовать о том, что переезду предшествовал другой вид автомобильной травмы.

Конец XIX века ознаменовался великими открытиями в науке и большими свершениями в технике. Одним из таких свершений стало изобретение автомобиля, причем сильным толчком к развитию автомобилестроения стало изобретена Даймлером в 1885 году двигателя внутреннего сгорания. Когда впервые автомобили появились на улицах Лондона, Парижа, Берлина, Нью-Йорка и других крупных городов (80-е годы XIX века), никто, кроме, может быть, их создателей, не придавал им серьезного значения, на автомобили смотрели с улыбкой, рассматривая их как технический курьез. Но автомобиль вскоре доказал свои неоспоримые преимущества перед экипажем, в который была впряжена лошадь, и количество автомобилей во всех странах начало очень быстро расти. Особенно бурный рост числа автомобилей начался с 20-х годов нашего века, когда на заводах Форда в США производство автомобилей было поставлено на конвейер.

В настоящее время производство автомобилей во всем мире превысило 100 млн. шт. в год.

Но, как это нередко бывает, великие открытия в науке и технике имеют свою теневую сторону, оборачиваются несчастиями для людей, гибельными процессами для экологии, а иногда даже угрожают самому существованию человеческой цивилизации и всей планеты в целом, как это стало, например, с открытием цепной ядерной реакции, созданием атомных, водородных, нейтронных бомб и накоплением ог: ромного арсенала ядерного оружия.

Даже использование таких открытий в сугубо мирных целях, как, например, создание электростанций, работающих на ядерном топливе, чревато серьезными последствиями. Это показала авария на Чернобыльской АЭС и других атомных электростанциях.

Невольно вспоминаются строчки из стихотворения одного из украинских поэтов:

«Ведь тот огонь, что дал нам Прометей, Когда-то сжег великого Джордано…»

Не стал исключением в этом плане и автомобиль. Оказалось, что он не только сделался необходимым транспортным средством, без которого, практически, сейчас невозможно нормальное функционирование многих отраслей народного хозяйства, но, как говорят юристы, является источником повышенной опасности. Мало того, что автомобили ежедневно выбрасывают в атмосферу, и без того перенасыщенную вредными для животного и растительного мира веществами, сотни тысяч тонн окиси углерода, паров свинца и других токсических веществ. Автомобиль стал еще и убийцей.

Первые две жертвы автомобиля были зарегистрированы в Лондоне в 1896 году.

Известна фамилия одной из них. Это была 44-летняя женщина Брнжжит Дрисколл, которую при переходе ею улицы сбил автомобиль. Смерть наступила на месте происшествия. Во время суда над водителем один из свидетелей происшествия заявил, что автомобиль двигался с такой же огромной скоростью, как пожарная телега и с таким же грохотом. Водитель опровергал это заявление, сказав, что его -» машина вообще не может двигаться со скоростью более 7 миль в час. Никто не сможет сказать, кто будет последней жертвой автомобиля.

С того времени на дорогах Англии погибло более 500 тысяч человек.

Количество жертв от автомобильного транспорта непрерывно растет. Создается впечатление, писал эксперт ВОЗ по дорожно-транспортному травматизму профессор А. Г. Норманн (1962), что человечество изо дня в день ведет войну среднего масштаба, настолько велико число погибших и раненых. С 1970 года смертность от автомобильных травм возросла в 5,5 раза. Весьма печально, что основная масса погибших приходится на самый активный и работоспособный возраст — 15—50 лет. Соотношение погибших мужчин и женщин — 3—3,5:1.

Воюя в 1941 —1945 гг. на два фронта, с Японией и Германией, Соединенные Штаты Америки потеряли на полях сражений несколько более 250 тысяч человек. А за это же время на дорогах Америки погибли 350 тысяч человек и более 3,5 млн. получили повреждения различной степени тяжести.

По данным Госавтоинспекции МВД СССР, за 1988 год зарегистрировано 273,268 дорожно-транспортных происшествий, в которых пострадали люди. При этом 47 197 человек погибли и 297,605 человек были ранены. Общая сумма причиненного материального ущерба (не считая человеческие жизни, которые нельзя оценить в денежных единицах), исчисляется в 7,5 миллиарда рублей. В Ярославской области за 1984 и 1985 годы зарегистрировано более 2,5 тысячи дорожно-транспортных происшествии, в которых погибло 445 человек и 2,6 тыс. получили повреждения различной степени тяжести.

Причины автомобильного травматизма различны. Но выделяются «три кита», на которых «держится» аварийность:

  1. Превышение скорости.
  2. Алкогольное опьянение водителей (по данным разных авторов, от 25% до 50% водителей были пьяными в момент происшествия).
  3. Нарушение пешеходами правил уличного движения.

Кроме этого, на возникновение и частоту дорожно-транспортных происшествий влияют:

  • — профиль дороги, состояние ее покрытия, освещенность, погодные условия;
  • — техническое состояние автомобиля, профессиональное мастерство и состояние здоровья водителей, ряд других условий.

До начала 60-х годов автомобильная травма не выделялась в учебниках и руководствах как самостоятельный вид травмы и рассматривалась среди других повреждений тупыми твердыми предметами.

В настоящее время автомобильная травма рассматривается как самостоятельный вид повреждений тупыми твердыми предметами. Основаниями для этого являются:

  1. Значительный удельный вес автомобильной травмы в структуре смертности от механических повреждений вообще (до 50%) и от повреждений тупыми твердыми предметами, в частности (до 75%).
  2. Специфические и характерные особенности повреждений от автомобильного транспорта вообще и от различных видов автомобильной травмы в частности-
  3. Особенности методики и техники судебно-медицинского исследования трупов при автомобильной травме и специфичность вопросов, которые должен разрешать судебно-медицинский эксперт.

АВТОМОБИЛЬНОЙ ТРАВМОЙ называют повреждений (комплекс повреждений), причиненные человеку наружными или внутренними частями движущегося автомобиля, или возникшие при падении из движущегося автомобиля.

По мере интенсивного научного изучения повреждений от автомобильного транспорта, в котором значительное место занимают советские исследователи (А.А. Солохин, А.А. Матышев, В.Г. Науменко, В.Д. Попов и многие другие) и накопления ценной научной информации, стало возможным выработать классификацию видев автомобильной травмы. Их было предложено достаточно много. В настоящее время наиболее распространенной является классификация видов автомобильной травмы, предложенная А.А. Матышевым, А.А. Солохиным, В.А. Сафроновым и С.И. Христофоровым (1968), в основу которой положены условия ее возникновения (таблица 8).

Таблица 8

ВИДЫ АВТОМОБИЛЬНОЙ ТРАВМЫ И ИХ ВАРИАНТЫ

Вид автомобильной травмы Возможные варианты травмы
1. Травма от столкновения движущегося автомобиля с человеком (пешеходом, велосипедистом, мотоциклистом) От столкновения:
  • а) с передней частью автомобиля;
  • б) с боковой частью автомобиля;
  • в) с задней частью автомобиля
2. Травма от переезда (пешехода) колесом автомобиля Полный переезд:
  • а) передним, задним или обоими колесами одной стороны;
  • б) передними колесами, задними колесами, передними и задними колесами и т. п.

Неполный переезд:

  • а) передним колесом;
  • б) задним колесом и т. п.
3. Травма от выпадения (пассажира, водителя) из движущегося автомобиля От выпадения:
  • а) из кабины автомобиля;
  • б) из кузова автомобиля (вперед, в сторону, назад);
  • в) от падения с подножки автомобиля и т. п.
   
5. Травма от сдавления тела (пешехода, водителя, пассажира) между частями автомобиля и преградами От сдавления между:
  • а) двумя автомобилями;
  • б) автомобилем и другими транс- порными средствами;
  • в) автомобилем и неподвижными предметами (стена, забор, парапет);
  • г) автомобилем и грунтом;
  • д) частями автомобиля (дверцей и рамой), частями автомобиля и перевозимым грузем и т. п.
6. Комбинированные виды травмы:
  • а) от столкновения движущегося автомобиля с человеком и последующего его переезда колесом;
  • б) от выпадения человека из движущегося автомобиля и последующего переезда тела колесом;
  • в) водителя или пассажира от действия внутренних частей салона автомобиля и последующего выпадения из машины и переезда колесом;
  • г) другие сочетания
Варианты отдельных видов автомобильной травмы

Детальное изучение повреждений при автомобильной травме позволило выделить следующие 3 их группы:

1. Повреждения, СПЕЦИФИЧЕСКИЕ для того или иного конкретного вида автомобильной травмы.

(стр. 46-47 …)

Таблица 9

ФАЗЫ ТРАВМИРОВАНИЯ И МЕХАНИЗМ ПОВРЕЖДЕНИИ ПРИ СТОЛКНОВЕНИИ ДВИЖУЩЕГОСЯ АВТОМОБИЛЯ С ЧЕЛОВЕКОМ

Соударение частей автомобиля с человеком Повреждения от удара: частями автомобиля и трения Местные и отдаленные
Падение тела на автомобиль Повреждения от удара телом об автомобиль Местные и отдаленные
Отбрасывание тела и падение его на дорогу Повреждения от удара телом о покрытие дороги и предметы на ней Местные и отдаленные
Продвижение тела но дороге Повреждения от трения о покрытие дороги Местные и отдаленные

При ФРОНТАЛЬНОМ СТОЛКНОВЕНИИ движущегося легкового автомобиля с человеком прослеживаются 4 фазы. Первая фаза представляет собой удар частями движущегося автмообиля, вследствие чего образуются местные контактные повреждения в местах соударения тела с определенными частями автомобиля: ободками фар, облицовки радиатора, бампера. Если речь идет о взрослом человеке, находящемся в вертикальном положении, то удар приходится, в основном, на области тела, расположенные ниже уровня центра тяжести. Местно возникают ссадины различной формы, кровоподтеки, ушибленные и рвано-ушибленные раны, Некоторые из этих повреждений можно считать специфическими для этого вида автомобильной травмы: ссадины и раны, полностью ил я частично отображающие форму и размеры таких частей автомобиля, как ободки фар и подфарников, участки облицовки радиатора, молдингов, бампера, фирменной эмблемы на капоте, болтов и гаек и т. п. Уровень расположения этих повреждений на теле соответствует местоположению указанных частей автомобиля,

(Стр. 50-51…)

В частности, в результате выраженного гидродинамического действия при очень сильных ударах возможны разрывы полых органов на стороне, противоположной месту приложения силы.

В третьей фазе —- падении на грунт — образуются ссадины, кровоподтеки, рвано-ушибленные раны мягких тканей на другой стороне тела, чем в I и II фазах. Если тело ударяется головой, то возможно возникновение переломов костей черепа.

В IV-й фазе, при скольжении тела по грунту, могут возникать следы такого скольжения в виде полосовидных ссадин, причем при падении вниз лицом они будут располагаться на выступающих частях. Может наблюдаться стирание (иногда говорят «спиливание» кожи областей коленных и локтевых суставов.

ПРИ ФРОНТАЛЬНОМ СТОЛКНОВЕНИИ ГРУЗОВОГО автомобиля (или легкового «вагонного» типа) с человеком вторая фаза — падение на капот автомобиля — выпадает, т. к. удар частями автомобиля приходится на части тела, расположенные на уровне или выше центра его тяжести. Поэтому после удара тело отбрасывается вперед или в сторону, падает на грунт, ударяется и продвигается по грунту. Как правило, повреждения от столкновения с грузовым автомобилем являются более тяжелыми. При фронтальном столкновении и ударе грузовым автомобилем, имеющем вагонный тип кузова, характерен первичный удар по голове, вследствие чего образуются вдавленные, иногда дырчатые или односторонние оскольчатые или линейные переломы костей с ушибом вещества мозга. При первичном ударе в заднюю поверхность тела образуются прямые переломы ребер и лопаток, переломы позвоночника с повреждением остистых отростков. Характерны массивные кровоизлияния в мышцах спины. Переломы длинных трубчатых костей от удара бампером грузового автомобиля будут захватывать среднюю и верхнюю части бедренных костей, а не костей голени, как при ударах бампером легкового автомобиля.

При столкновении легкового автомобиля с человеком и ударом его частью боковой поверхности (тангенциальном столкновении) механизмы травмы такие же, как и при фронтальном столкновении, но в отличие от него вторая фаза выпадает. Тело пострадавшего, наряду с поступательным движением вперед и в сторону, получает также и вращательное движение вокруг своей продольной оси. Повреждения от первичного удара локализуются в верхней трети бедра, области таза, на верхних конечностях, иногда на голове. Тело разворачивается на 90—180° и может получить вторичный удар (при развороте на 90° на стороне, противоположной первичному удару, при развороте на 180° — на той же стороне); при этом возникают дополнительные повреждения. Затем тело отбрасывается в сторону и падает на грунт, после чего наблюдается скольжение по грунту. Характер возникающих при этом повреждений такой же, как и при фронтальном столкновении (А. А. Солохин, 1980).

ПОВРЕЖДЕНИЯ ПРИ ПЕРЕЕЗДЕ ТЕЛА КОЛЕСОМ (КОЛЕСАМИ) АВТОМОБИЛЯ

Переездом называют перекатывание колеса (колес) автомобиля через тело человека, находящегося в горизонтальном положении. Как самостоятельный вид автомобильной травмы переезд встречается редко, чаще он сочетается с другими видами ее (столкновение с движущимся автомобилем с последующим переездом тела пострадавшего; выпадение из кабины или кузова автомобиля с последующим переездом и др.). По данным разных авторов переезд составляет от 6 до 25% всех случаев смертельной автомобильной травмы, причем чаще наблюдается переезд грузовыми автомобилями.

Возможные варианты переезда колеса через тело человека показаны в таблице 10.

Таблица 10

ВОЗМОЖНЫЕ ВАРИАНТЫ ПЕРЕЕЗДА ТЕЛА ЧЕЛОВЕКА КОЛЕСОМ АВТОМОБИЛЯ

Полный переезд Неполный переезд (придавливание колесом)
Передним колесом (-ами) Передним колесом (-ами)
Задним колесом (-ами) Задним колесом (-ами)
Передним и задним колесами  

Основными механизмами, вызывающими повреждения при переезде являются: удар колесом, сдавливание тела между колесами и грунтом, трение о поверхность грунта и колеса.

Направление движения колеса при переезде через тело может быть различным: поперечное, продольное, косое (под углом) по отношению :к длиннику тела; практически возможен переезд через голову, грудь, живот, конечности.

В этом виде автомобильной травмы можно выделить несколько фаз, в каждой из которых возникают специфические и характерные повреждения (табл. 11).

Таблица 11

ФАЗЫ ТРАВМИРОВАНИЯ И МЕХАНИЗМ ПОВРЕЖДЕНИИ ПРИ ПЕРЕЕЗДЕ ТЕЛА КОЛЕСОМ АВТОМОБИЛЯ

Соударение вращающегося колеса с телом Повреждения от удара и трения колесом Местные
Продвижение и перемещение тела колесом Повреждения от трения тела о дорогу
Накатывание колеса на тело Повреждения от сдавливания тела между колесом и дорогой Местные и отдаленные
Перекатывание колеса через тело (переезд) Повреждения от сдавливания тела между колесом и дорогой
Вторичное продвижение тела колесом по дороге Повреждения от трения телом о покрытие дороги Местные

В первой фазе повреждения от удара колесом и трения об него и о грунт выражаются, главным образом, в возникновении ссадин и кровоподтеков в соударяющихся частях тела, причем они не имеют каких-либо специфических или характерных особенностей.

Рис. 4. Механизм образования повреждений шейного отдела позвоночника при резком сгибании и разгибании шеи. Объяснение в тексте.

при переезде колесом автомобиля через голову образуются переломы

Рис. 5. Механизм и фазы переезда колеса движущегося автомобиля через область грудной клетки з поперечном направлении к длинной оси тела. (Схема). Объяснение в тексте.

Более своеобразными являются повреждения во второй фазе — от протаскивания тела колесом. Это, прежде всего, характерные полосовидные ссадины с -отслойкой кожи от подлежащих тканей и иногда с образованием гематом. На участках перерастяжения кожи над костными выступами могут образоваться параллельные трещины — разрывы ее.

Наиболее тяжелые, специфические и характерные для этого вида автомобильной травмы повреждения образуются в фазах накатывания колеса на тело и перекатывании через него.

Прежде всего остановимся на повреждении, которое можно считать специфическим для этого вида автомобильной травмы. Речь идет об отпечатках рисунка протектора шины на коже. Отпечатки эти поверхностные, и могут быть как позитивными (т. е. следами выпуклых частей протектора), так и негативными, (т. е. отображающими форму и размеры углубленных участков протектора). Позитивные отпечатки — это следы — наложения (грязи, пыли), и отслоения — ссадины, а негативные представляют собой кровоподтеки. Механизм их образования следующий: в сдавливаемых выпуклыми частями протектора участках кожи кровь выдавливается в участки, соответствующие углублениям протектора, в этих участках сосуды разрываются, что и приводит к образованию кровоподтеков.

Следы—наложения от протектора колеса могут наблюдаться и на одежде. Об этом мы подробнее скажем, когда будем рассматривать особенности повреждения и загрязнения одежды при автомобильной травме.

Обнаружение отпечатка протектора на одежде или коже имеет очень важное диагностическое значение. Во-первых, можно категорически сказать, что имел место такой вид автомобильной травмы, как переезд колесом автомобиля. Во- вторых, если отпечаток достаточно четкий, то по нему можно решить вопрос о марке колеса и его принадлежности к легковому или грузовому автомобилю. И, наконец, в отдельных случаях, когда в отпечатке протектора отобразились его индивидуальные особенности, возможна идентификация конкретного экземпляра автомобиля, которым была причинена травма.

В момент въезда колеса на тело, как следствие вращения колеса и его сдавливающего действия, могут образоваться широкие ссадины в виде полос с отслойкой кожи от подлежащих тканей. При продолжении движения колеса по участку тела образуется комплекс тяжелых внутренних повреждений, характер и выраженность которых зависит от массы автомобиля, его скорости И особенностей повреждаемых частей тела;

ПРИ ПЕРЕЕЗДЕ ЧЕРЕЗ ГОЛОВУ образуются множественные оскольчатые переломы костей мозгового (свода и основания) и лицевого черепа. Череп деформируется (сплющивается), острые края отломков костей изнутри прорывают кожу, через образовавшиеся отверстия выдавливается вещество мозга. Могут наблюдаться надрывы и отрывы ушных раковин.

ПРИ ПЕРЕЕЗДЕ ЧЕРЕЗ ГРУДНУЮ КЛЕТКУ, если пострадавший лежал спиной кверху, образуются множественные переломы костей: остистых отростков грудных и верхних поясничных позвонков (этот признак весьма характерен, практически его можно считать специфичным для этого вида автомобильной травмы), причем по положению сломанных остистых отростков можно определить направление движения колеса автомобиля. Возникают также оскольчатые переломы лопаток, двусторонние переломы ребер. При положении пострадавшего лежа на спине характерны множественные переломы ребер по нескольким линиям. И в том, и в другом случаях страдают внутренние органы: грудная клетка сплющивается, отломки ребер могут повреждать легкие и сердце; наблюдаются разрывы, отрывы легких и сердца, иногда разрывы диафрагмы с перемещением органов грудной клетки в брюшную полость, иногда части легких выдавливаются наружу через полость рта.

ПРИ ПЕРЕЕЗДЕ ЧЕРЕЗ ЖИВОТ сильно повреждаются внутренние органы брюшной полости и таза, что выражается в их разрывах и отрывах, размозжениях, разрывах диафрагмы и перемещениях органов живота в грудную полость, в выдавливании их через анальное отверстие.

Весьма характерны продольные параллельные надрывы и разрывы кожи живота внутри от крыльев подвздошных костей, возникающие от перерастяжения кожи.

ПРИ ПЕРЕЕЗДЕ ЧЕРЕЗ ТАЗОВУЮ ОБЛАСТЬ возникают множественные двусторонние переломы тазовых костей с разрывами их сочленений, разрывы кожи промежности, мочевого пузыря, уретры, матки.

ПЕРЕЕЗДЫ ЧЕРЕЗ НИЖНИЕ КОНЕЧНОСТИ сопровождаются переломами бедра или костей голени (от деформации сгиба), имеющими поперечное направление и оскольчатый характер. В мягких тканях конечностей — обширные гематомы, размозжение мышц.

Из сказанного видно, что комплекс специфических и характерных повреждений, возникающих при этом виде автомобильной травмы, дает достаточные основания для его диагностики.

ТРАВМА ВНУТРИ АВТОМОБИЛЯ

От травм внутри движущегося автомобиля погибают от 11 до 17% от общего числа погибших при автомобильных травмах.

Такие повреждения возникают:

  • — при столкновении движущегося автомобиля с другими транспортными средствами;
  • — при опрокидывании автомобиля и падении его с высоты или в кювет;
  • — при внезапном резком начале движения или резком торможении;
  • — при столкновении движущегося автомобиля с неподвижными предметами (столбами, деревьями, стоящими автомобилями и т. п.). В подобных случаях очень важное значение имеют силы инерции, причем чем выше скорость в момент столкновения, тем больше сила инерции и тем резче выражены повреждения.

Основными механизмами возникновения повреждений являются удар о внутренние части автомобиля и сдавливание тела или его частей.

В таблице 12 представлены механизмы возникновения и фазы травмы внутри автомобиля.

Таблиц а 12

ФАЗЫ ТРАВМИРОВАНИЯ И МЕХАНИЗМ ПОВРЕЖДЕНИЙ ПРИ ДЕЙСТВИИ НА ТЕЛО ВОДИТЕЛЯ И ПАССАЖИРА ВНУТРЕННИХ ЧАСТЕЙ АВТОМОБИЛЯ

Соударение тела с внутренними частями автомобиля Сдавливание тела между сместившимися частями салона автомобиля
Повреждения от удара Повреждения от сдавливания
Местные Местные
Отдаленные Отдаленные
От сгибания
От разгибания
От кручения
От сотрясения
От компрессии

Все события внутри автомобиля при дорожно-транспортном происшествии разворачиваются очень быстро, в течение долей секунд.

Наиболее часто травмы внутри автомобиля возникают при дорожно-транспортных происшествиях с легковыми автомобилями у их водителей и пассажиров, поэтому мы подробно охарактеризуем их.

Как показывают результаты научных исследований и экспертная практика, повреждения у водителя, пассажиров переднего и заднего сидений различаются между собой по характеру и локализации, что обусловливается особенностями тех частей автомобиля, о которые ударяется тело, положением тела водителя и пассажиров в момент удара и некоторыми другими факторами. Одними из них являются, в частности, психологическое состояние, настрой водителя и пассажиров в момент происшествия.

Водитель (если он трезв) во время движения насторожен; он знает, что дорога полна неожиданностей, что аварийна я ситуация может возникнуть в любое время и готов, по мере своих сил, возможностей, выйти из нее без повреждений автомобиля и пассажиров. Кроме того, положение тела водителя устойчивое: ноги находятся на педалях газа и тормоза, руки — на рулевом колесе.

Пассажи р во время движения часто не собран, расслаб лен, его мысли часто далек и от того, что происходит на дороге и что может случиться на ней, внимание его рассеяно. Положение тела мало устойчивое, не фиксировано, что предопределяет большую, по сравнению с телом водителя смещаемость во время резких остановок или начал а движения.

Здесь и далее речь идет о случаях, в которых не использовались ремни безопасности для водителя и пассажиров переднего сидения легковых автомобилей. Эти ремни введены у нас в стране для обязательного использования во врем-i движения автомобиля с 1 января 1976 года. Практика показала, что в тех случаях, когда ремни безопасности использовались, количество травм было значительно меньшим. Практически при столкновениях автомобилей, двигавшихся со скоростью до 60 км/час, с неподвижными или подвижными предметами в случаях использования ремней безопасности травм со смертельным исходом не наблюдалось. К сожалению ремни безопасности используются редко.

Правда, уже появились научные исследования, которыми показано, что в некоторых случаях повреждения могут возникать от самих ремней безопасности, например, при резкой остановке автомобиля. Но эти повреждения значительно менее тяжелые, чем те, которые водители и пассажиры получали в подобных случаях, когда ремни не применялись.

Как говорят в народе, из двух зол — нужно выбирать меньшее.

Хочу отметить интересную деталь: патент на изобретение ремней безопасности был выдан в конце XIX века и более полувека прошло, прежде чем это изобретение было внедрено в практику.

Статистика утверждает , что наиболее часто страдают пассажиры , сидящие рядом с шофером. Это дал о основание профессору Буду сказать , что это «место смертника» .

У ВОДИТЕЛЯ наиболее часто возникаю т следующие повреждения , которые в основном локализуются на передней поверхности тела, а также на левой боковой его поверхности: полулунные или кольцевидные ссадины и кровоподтеки передней поверхности грудной клетки, поперечные переломы грудины и переломы ребер от удар а о рулевое колесо, ссадины и кровоподтеки передней брюшной стенки; ушибленные раны подбородка, переломы костей носа, нижней челюсти. Наиболее тяжелы е повреждения -отмечаются со стороны внутренних органов груди и живота вследствие сдавливания их: разрывы и размозжения легких и сердца, разрывы диафрагмы, печени, поджелудочной железы , кишечника, массивные кровоизлияния в грудную и брюшную полости. Характерны также повреждения конечностей: переломы и вывихи костей левого локтевого сустава, нижних конечностей и таза , возникающие от удар а передней поверхности коленного сустав а о панель приборов, переломы надколенника, разрывы связок, переломы бедренной кости и таза , переломы лодыжек . Характер и особенности этих повреждений завися т от положения бедер в момент травмы . На левой боковой поверхности тела могут возникать ссадины, кровоподтеки и раны от ударов о выступающие детали левой дверцы машины .

У ПАССАЖИРОВ ПЕРЕДНЕГО СИДЕНИЯ, при резком перемещении тела и головы вперед, возникают множественные резаные раны и ссадины от осколков ветрового стекла, переломы костей лицевого и мозгового черепа с ушибом и размозжение м головного мозга. Характерны также повреждения от сотрясения грудной клетки и живота в виде массивных кровоизлияний в их полости, ушибов, надрывов и разрывов, а также повреждения нижних конечностей, похожие на те, которые возникают и у водителей. На правой боковой поверхности тела могут образоваться ссадины, кровоподтеки и раны от выступающих частей правой дверцы.

Описаны случаи, когда тело пассажир а переднего сидения автомобиля в момент его столкновения с неподвижным предметом пробивало ветровое стекло и выбрасывалось вперед по направлению движения автомобиля, получая при удар е о грунт дополнительные повреждения.

ПАССАЖИРЫ ЗАДНЕГО СИДЕНИЯ могут получить повреждения от удара тела о заднюю спинку переднего сидения. При сильном удар е нефиксированного тела оно может резко подаваться вперед, «перелететь» через переднее сиденье и удариться о панель автомобиля, ветровое стекло. Будут иметь место повреждения от сотрясения тела.

Следует остановиться на повреждениях, возникающих у водителей и пассажиров при внезапной остановке автомобиля, двигавшегося с большой скоростью или при резком начале движения стоявшего автомобиля. В этих случаях могут возникать так называемые «хлыстовые» переломы шейного отдела позвоночника.

ТРАВМА ПРИ ВЫПАДЕНИИ ИЗ ДВИЖУЩЕГОСЯ АВТОМОБИЛЯ

Варианты условий возникновения подобных травм показаны в таблице 13.

Таблица 13

ВОЗМОЖНЫЕ ВАРИАНТЫ ВЫПАДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА ИЗ ДВИЖУЩЕГОСЯ АВТОМОБИЛЯ

При столкновении автомобиля с другим транспортом При резкой остановке и маневрировании автомобиля
При опрокидывании автомобиля
Из кабины
Из кузова
Из салона
С подножки или ступеньки

при переезде колесом автомобиля через голову образуются переломы

Рис. 6. Фазы и механизм образования повреждений при выпадении из кузова движущегося грузового автомобиля. (Схема). Объяснение в тексте.

Фазы травмирования и механизмы возникновения повреждений в каждой из них показаны в таблице 14.

Таблица 14

ФАЗЫ ТРАВМИРОВАНИЯ И МЕХАНИЗМ ПОВРЕЖДЕНИИ ПРИ ВЫПАДЕНИИ ЧЕЛОВЕКА ИЗ ДВИЖУЩЕГОСЯ АВТОМОБИЛЯ

Соударение тела с частями автомобиля Падение тела на дорогу Продвижение тела по дороге
Повреждения от удара об автомобиль Повреждения от удара о покрытие дороги Повреждения от трения о покрытие дороги
Местные Местные Отдаленные Местные
    От сгибания

От разнибания

От компрессии

От сотрясения

От кручения

 

Как видно из последней таблицы, повреждения в первой фазе возникают от удара о части кузова автомобиля передней, задней или боковыми поверхностями тела. Это местные повреждения в виде ссадин и кровоподтеков иногда — рвано-ушибленных ран. Основные повреждения возникают во второй фазе — падении на грунт. Это, по-существу, те же повреждения, что и возникающие при свободном прямом падении’ с высоты (см). Однако здесь есть одна существенная особенность: при падении из кузова движущегося автомобиля наблюдается третья фаза — продвижение тела по грунту, с соответствующими повреждениями при этом (см. повреждения в 4-й фазе травмы при столкновении движущегося ав томобиля с человеком), которой не наблюдается при обычном падении с высоты. Возникающие в третьей фазе падения из движущегося автомобиля повреждения от трения о грунт являются основанием для дифференцирования их от повреждений при свободном прямом падении с высоты.

СДАВЛИВАНИЕ ТЕЛА ЧЕЛОВЕКА МЕЖДУ ЧАСТЯМИ ДВИЖУЩЕГОСЯ АВТОМОБИЛЯ И ДРУГИМИ ПРЕДМЕТАМИ — самый редкий вид автомобильной травмы. Механизмами возникновения повреждений при этом являются удар частями движущегося автомобиля и сдавливание тела между частями автомобиля или другими тупыми твердыми предметами (подвижными или неподвижными), соответственно различаются две фазы травмы: соударение частей автомобиля и преград с телом и придавливание участков тела (чаще нижних конечностей, живота и груди) к тупому твердому предмету. Основное значение имеют повреждения, возникающие во второй фазе и практически не отличающиеся по характеру и морфологии от повреждений при фазе перекатывания колеса движущегося автомобиля через тело человека (см.).

В первой фазе могут образоваться контактные повреждения (ссадины, кровоподтеки, рвано-ушибленные раны).

Характеризуя классификацию видов автомобильной травмы, мы говорили о том, что нередко имеет место их комбинация. Поэтому следует иметь в виду, что в подобных случаях будут иметь место повреждения от каждого из этих видов, наслаивающиеся друг на друга, значительно утяжеляющие травму, что в ряде случаев затрудняет решение экспертных вопросов, касающихся видов автомобильной травмы.

ИССЛЕДОВАНИЕ ОДЕЖДЫ В СЛУЧАЯХ АВТОМОБИЛЬНОЙ ТРАВМЫ

При экспертизе автомобильной травмы большое значение имеет исследование одежды и обуви пострадавшего, поскольку одежда первой встречается с травмирующими предметами и на ней от этого могут остаться повреждения или следы (наслоения, «тгелоения, следы-отпечатки). Эти повреждения и следы могут быть либо специфическими, либо характерными или нехарактерными для автомобильной травмы и ее отдельных видов.

Так, при столкновении двужущегося автомобиля с человеком загрязнения с поверхности автомобиля и с грунта переносятся на одежду. В виде позитивных следов отображаются, как правило, выступающие части автомобиля, причем, если эти части небольшие по размеру, а угол соударения близок к прямому, форма и размеры площадей соударения могут быть близки друг к другу. Наибольшее значение имеют такие следы, как отпечатки края или других частей бампера, молдингов, ободков фар или подфарника, рисунка облицовки радиатора, таек, болтов и других выступающих предметов, рисунка протектора шин автомобиля. Их можно считать специфическими и характерными. Но и в одежде могут обнаруживаться осколки стекол, следы смазки. Особо следует остановиться на возможности наслоений на одежде краски автомобиля, которую с помощью эмиссионного спектрального анализа можно идентифицировать с краской автомобиля и тем самым установить конкретный экземпляр автомобиля — орудия травмы.

Следы трения одежды о части автомобиля и грунт имеют вид сплошных полос загрязнения, частично . с признаками стирания, надрывов и разрывов, иногда протертости через всю толщу ткани с образованием дефектов, «спиливание пластмассовых или металлических пуговиц, пряжек и т. п.

Особо следует остановиться на важности исследования подошв обуви, на которых образуются следы скольжения в виде параллельных продольных или поперечных, иногда (если в результате соударения пешехода с автомобилем тело получает вращательное движение) в виде спирали. Помимо исследования одежды и обуви при судебно-медицинском вскрытии в морге, в ряде случаев необходимо исследование в физико-техническом отделении лаборатории (непосредственная микроскопия, исследование в невидимых лучах спектра, эмиссионнный спектральный анализ).

Таким образом, исследование одежды и обуви дает ценные данные для установления факта автомобильной травмы, видов ее, расположения пострадавшего относительно автомобиля в момент травмы, а иногда и для идентификации конкретного автомобиля — орудия травмы.

ОСОБЕННОСТИ ОСМОТРА МЕСТА ПРОИСШЕСТВИЯ И ТРУПА НА МЕСТЕ ЕГО ОБНАРУЖЕНИЯ ПРИ АВТОМОБИЛЬНОЙ ТРАВМЕ

При осмотре места происшествия могут возникнуть несколько вариантов, в каждом из которых будут свои особенности. Один из них, когда обстановка на месте происшествия не изменилась, и автомобиль и труп находятся на месте происшествия. Необходимо точно зафиксировать (на схеме, фотографии, описании) местонахождение и позу трупа, соотношение его, автомобиля и проезжей части дороги, следы, похожие на кровь, предметы, принадлежавшие погибшему (очки, зонты, портфели, сумки и т. п.), расстояние и положение их по отношению к трупу.

Это может иметь определенное значение, т. к. работами В. М. Моисеева и Л. М. Фридмана установлено, что эти предметы могут располагаться в определенном порядке: по ходу Движения транспорта и чаще перед телом погибшего, что и позволяет решить вопрос о направлении движения транспортного средства.

Осторожно рассматривают одежду (чтобы не уничтожить следы наслоения, пылевые отпечатки протектора), отмечают наличие повреждений, загрязнений, следов крови, частиц стекла, краски и т. п. При транспортировке трупа в морг необходимо принять меры для сохранения одежды в .неизмененном виде. Осмотр самого трупа проводится по общим правилам. Осмотр автомобиля, следов его движения, повреждений на нем производится работниками следствия или дознания и экспертами-криминалистами с участием судебно- медицинского эксперта.

В других случаях автомобиля — орудия травмы — на месте происшествия может уже не быть (водитель мог скрыться с места происшествия, или поехал в ГАИ, чтобы сообщить о случившемся, или повез других пострадавших в лечебное учреждение и т. п.). В таких случаях точная фиксация всего того, о чем говорилось ранее, приобретает еще большее значение.

При осмотре трупа, обнаруженного в кабине или кузове автомобиля, важно описать местоположение и позу трупа, взаимоотношение его частей и частей кабины автомобиля (рулевого управления, приборного щитка, ручек переключения передач и дверных ручек и т. п.).

Особое внимание необходимо уделить поиску на автомобиле и его частях отпечатков рельефа одежды, частиц или волокон ее; следов, похожих на кровь, частиц эпидермиса, внутренних органов, волос. Осмотр места происшествия необходимо производить и в тех случаях, когда труп уже убран (доставлен в морг и т. п.). Задача эксперта или врача- специалиста в этих случаях заключается в том, чтобы помочь следователю обнаружить, описать и изъять для лабораторного исследования объекты, которые могут свидетельствовать о происшедшей автомобильной травме: кровь, волосы, части одежды или обувь и др. Эти объекты должны быть упакованы и направлены следователем в судебно-медицинскую лабораторию с соответствующим постановлением о назначении экспертизы.

Иногда судебно-медицинскому эксперту предлагается принять участие в осмотре автомобиля при подозрении о том, что он явился участником дорожно-транспортного происшествия и орудием травмы. В этих случаях в задачу эксперта входит поиск следов биологического происхождения на самом автомобиле, в кабине или в кузове его. При этом особое внимание обращается на переднюю часть автомобиля и на свежие повреждения на нем (бампера, облицовки радиатора, фар, крыльев, капота и т. п.), которые могли образоваться при столкновении движущегося автомобиля с человеком, при травме его внутри автомобиля или при переезде колес через тело человека.

При исследовании трупа в морге также имеются некоторые особенности. При исследовании одежды особое внимание следует уделить повреждениям и загрязнениям на ней, осматривая одежду с лицевой и изнаночной сторон. В ряде случаев одежду следует направить в физико-техническое отделение для лабораторных исследований. При исследовании обуви обращается внимание на наличие на подошвах следов скольжения. В процессе наружного исследования трупа, отмечая и описывая повреждения, следует обязательно указывать их расстояние от опознавательных точек и подошв стоп, обращать внимание на возможность происхождения контактных повреждений от определенных частей автомобиля.

В процессе внутреннего исследования необходимо широко отсепаровать кожу грудной клетки, исследовать грудину и каждое ребро в отдельности; при наличии переломов, после описания их особенностей, вычленить ребра для дальнейшего более детального исследования. То же следует сделать и при исследовании костей таза. По задней поверхности тела необходимо сделать срединный разрез, отсепаровать кожу и мышцы, чтобы исследовать позвонки и лопатки; произвести широкие разрезы по ходу длинных мышц спины и ягодиц для обнаружения повреждений (кровоизлияний). Необходимы также широкие и глубокие (до кости) разрезы (так наз. «лампасные») мышц бедра и голени. При обнаружении переломов костей таза и конечностей их рекомендуется изъять для более детального исследования в физико-техническом отделении. При подозрении на переломы позвоночника и повреждения спинного мозга необходимо произвести исследование позвоночного столба по одной из методик, предложенных В.А. Свешниковым, А.А. Солохиным, Ю.И. Соседко.

Закончив исследование трупа и получив результаты лабораторных исследований, эксперт должен составить судебно- медицинский диагноз и выводы, в которых кроме ответа на вопросы, общие для всех видов механической травмы (характер, локализация, степень тяжести повреждений, их прижизненность и давность, причина смерти, причинная связь между повреждениями и смертью, давность причиненных повреждений; наличие или отсутствие этилового алкоголя в трупе и предшествующих заболеваний) возникает необходимость решения вопросов, типичных для автомобильной травмы: о механизме образования повреждений; месте приложения травмирующей силы и направления ее действия; взаимного положения пострадавшего и автомобиля (и вида его — легкового или грузового) в момент травмы; при наличии комплекса специфических и характерных повреждений — о виде автомобильной травмы, ее фазах и последовательности причинения повреждений. Нередко перед экспертом ставится вопрос о способности пострадавшего после травмы к самостоятельным действиям, требующим сложной координации движений и о продолжительности жизни после травмы.

При невозможности решения тех или иных из поставленных перед экспертом вопросов он должен дать мотивированное заключение о причине невозможности ответа на них.