Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь детей

школа не должна вносить резкого перелома в жизнь детейКаждый День знаний родительская и преподавательская общественность ждёт с тревогой: какие реформы через колено, какие чиновничьи придумки-новшества ждут школы и вузы?

Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь детей. Пусть, став учеником, ребёнок продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое появляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений. 

 Василий Сухомлинский, великий педагог и писатель

Сегодня положение усугубилось тем, что к процессу губительного реформирования и резкой трансформации подключилась Высшая школа экономики и Сколково, которые ни в экономике, ни в науке особыми достижениями не прославились – скорее, наоборот! А вот разрушить любую систему они яростно готовы. Помощников у них – не счесть! 

«Школьное образование в будущем ждут кардинальные перемены: в частности, исчезнут привычные отметки, звонки на урок и с урока и замечания в дневниках, – заявил директор института “Высшая школа образования” Московского педагогического государственного университета (МПГУ) Константин Зискин. – Из школы уйдёт само понятие “вызвать родителей в школу”, такого не будет никогда. Родители будут приходить, конечно, но “вызывать родителей” не будут», – радостно заявил он про формальные новшества на пресс-конференции в центральном офисе «Интерфакса» весной.

В это же время глава департамента образования Москвы Исаак Калина торжественно заявил о необходимости ликвидации ЕГЭ, однако за этим долгожданным со стороны общественности решением оказалось скрыто намерение приступить к тотальной ликвидации традиционного образования вообще. Речь идёт об отмене всяких выпускных экзаменов и испытаний знаний по окончанию школы, вместо которых должна быть введена электронная биография ученика, которая будет собирать и хранить данные о его достижениях на протяжении всего периода обучения. По словам Калины, «в случае объединения всех современных технологий в единое целое потребности в одноразовой проверке знаний в форме экзаменов не будет. Уже через несколько лет не будет никаких технических препятствий для завершения школьного образования подобным образом. Написанием последней контрольной работы учащийся будет завершать этап многолетнего непрерывного формирования своей электронной биографии».

Всё в соответствии с форсайт-проектом «Образование 2030» и в духе традиций троцкистской педологии. Очевидно, что это цифровое досье в дальнейшем привяжут к «сквозному идентификатору» (личному номеру гражданина), который станет ключом к сведениям в ЕСИА и ЕБМ. С окончанием школы биографию человека никто закрывать не будет, и тотальный контроль и отслеживание любых карьерных, образовательных изменений продолжатся до конца жизни. По сути, Калина говорит об открытии на каждого юного россиянина электронного личного досье, содержимое которого и определит его социальную роль в государстве.

Академик Георгий Фурсей по этому поводу заявил: «Предложение Калины – это настоящее безумие и преступление против народа. Он хочет заменить образование страшной фискальной системой, что гораздо страшнее ЕГЭ. Экзамен – это ведь не только повторение и закрепление материала, но и очень эффективный инструмент обу-чения. Это часть большой, творческой работы над собой, умения правильно формулировать мысли, делать выводы, общения с коллегами, преподавателями, учебниками. В случае реализации этого решения система передачи фундаментальных знаний будет полностью ликвидирована».

Качество знаний заменят навыки и компетенции, которые будут оцениваться исходя из активности на уроках, среднего уровня успеваемости, участия в различных проектах, дополнительных курсах, кружках, которые будут скоро доступны только богатым, отсутствия конфликтности с администрацией школы, общих замечаний по поведению, конформизма и готовности к быстрому переобучению по системе модулей, которые должны заменить традиционные школьные предметы. То есть готовятся социальные роботы-персоналии, послушные и грамотные потребители, которыми легко манипулировать.

Атмосфера тревожного предчувствия настолько сгустилась, что все ждали нового состава правительства, раздела министерства образования и науки, утверждения министров. Ольга Васильева, которую горячо поддержала патриотическая, православная и писательская общественность в деле утверждения общероссийских образовательных стандартов, сохранила свой пост на ниве просвещения. Но какой ценой? Благодаря каким компромиссам? – пока не ясно. Интервью в СМИ под названием «Робот учителя не заменит» никакой определённости не внесло. В частности, она начала опровергать не слухи, а явные предложения заменить бумажные учебники по 11 предметам их электронными аналогами: «В последнее время вдруг начались разговоры, что к 2021 году министерство хочет заменить все бумажные учебники электронными, а писать дети будут только на клавиатуре. Это не так. Все эти разговоры лишены оснований, бумажные учебники, книги, конечно же, останутся. Почему-то все забыли про санитарные правила и нормативы, которые строго регулируют использование компьютеров, других технических средств в школе. Цифровая школа – это не только электронные книги и дневники. Это большой инфраструктурный проект, который приведёт к обновлению всех школ и очень поможет учителям. Вы заходите в школу – вам не надо показывать пропуск. Система идентифицирует вас по лицу. Вы проходите по коридору: рядом и обычная библиотека, и электронная… Проект Российской электронной школы сейчас дорабатывается, за основу взята платформа Московской электронной школы (МЭШ)»… Стоп: так речь идёт о пропускной системе или обо всей системе образования? Если о последней, то ответ повергает в шок! Как может быть взята за платформу для всей России столичная МЭШ, которая ещё не прошла апробации, вызвала массу нареканий и обоснованных опасений?

В соответствии с тем, как МЭШ представлена на сайте Департамента образования г. Москвы, она являет собой «совокупность информационных решений в рамках комплексной информационной системы “Государственные услуги сферы образования в электронном виде”», к которым, кроме прохода и питания, а также электронного журнала и дневника, теперь добавляется общегородская платформа электронных образовательных материалов, обеспечивающих предоставление учебных материалов в электронном виде, и установка интерактивных досок, панелей, ноутбуков и т. д. В ответе Методического центра Департамента образования, присланного обратившимся туда родителям, его авторы пытаются заверить, что МЭШ – это не эксперимент, а проект по модернизации действующей инфраструктуры образовательных организаций, а также обеспечение учащихся, педагогов и семей доступными электронными сервисами и учебными материалами. То есть речь идёт якобы только об инфраструктуре. При этом интересно, что единственное, чем обосновывается необходимость внедрения МЭШ – это удобство получения информации, а также необходимость следовать многочисленным стратегиям и программам, отвечающим духу времени и касающимся информационного общества и цифровой экономики. Никаких других аргументов при этом не приводится.

В действительности речь идёт не столько об инфраструктуре, сколько о коренном изменении школы (поэтому и говорится, что это «система образования будущего»). Цифровые технологии меняют саму методику обучения, все педагогические методы и представляет собой революцию, означающую ликвидацию традиционной системы образования, которая впитала в себя всё лучшее из культурного наследия нашего народа и все лучшие достижения отечественной педагогической мысли и практики и позволяла формировать высоконравственную, высокообразованную и интеллектуально развитую личность.

Концептуальной основой МЭШ является не научная система, а экспериментальный форсайт-проект (русского слова – не нашли!) 2030, разработанный АСИ, МШУ Сколково и ВШЭ и одобренный правительством. Его ключевыми идеями являются следующие:

1. Обучение – это сфера бизнеса – продажа услуг. Человек покупает навыки, чтобы затем продавать их с прибылью. Человек рассматривается как товар – отсюда устремлённость на таланты, которые дороже стоят и приносят большую прибыль.

2. Кастовость – евгенический подход. Изначальное неравенство – одни творцы – другие «люди одной кнопки». Отсюда – индивидуальные траектории развития и ставка на «одарённых детей». Одним – «человеческое, живое обучение», другим – дистанционное онлайн-обучение.

3. Коренное изменение содержания и методики обучения.

Как преподаватель с огромным стажем, не стану разбирать всех вредоносных педагогических и социальных последствий, скажу об одном – МЭШ нанесёт прежде всего страшный удар по здоровью и психике детей! Не случайно меньше всего позволяют сидеть за компьютерами и гаджетами профессиональные айтишники. Они понимают всю бездну вреда для неокрепшего организма и несформировавшегося сознания. Я был во Франции во время выборов нового президента. Команда Франсуа Олланда провалилась ещё и потому, что в 2015 г. ей была также запущена программа электронной школы, которая вызвала яростную критику общественности. Как заявил автор книги «Катастрофа цифровой школы» Филипп Биуи – ведущий инженер, катастрофа цифровой школы имеет педагогические, санитарные, общественные и экологические аспекты. Кто их у нас исследовал? Французская национальная библиотека, а также многие другие библиотеки и университеты Парижа полностью демонтировали все сети Wi-Fi, а во многих госучреждениях они запрещены. Трудно поверить? Но французы запрещают не просто так, а опираясь на научные исследования: детский организм в 10 раз уязвимей для радиооблучения! Подобные ограничения введены также в Бельгии, Испании, Израиле, Австралии, Италии, Швейцарии, Германии, Австрии, Индии, Финляндии и других странах. А мы что, умнее всех или провели самые глубокие исследования? Как раз нет – спешно, по непродуманным рекомендациям, побочным и корыстным мотивам поспешно ломаем проверенную систему ради выгоды «элиты» и возможности манипулировать населением. Других объяснений – нет! Трепещите: троцкизм в образовании идёт в атаку.

Александр Александрович  КАДАШЕВСКИЙ

Ирина Ганичкина
Опыт преемственности детского сада со школой

«Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь дошкольника.

Став учеником, ребёнок продолжает делать сегодня то, что делал вчера.

Пусть новое появляется в его жизни постепенно

и не ошеломляет лавиной впечатлений».

В. А. Сухомлинский

Слова В. А. Сухомлинского очень актуальны в наше время. Завершение дошкольного периода и поступление в школу – это сложный и ответственный этап в жизни ребёнка. Создание условий для успешной адаптации младших школьников – это задача, как детского сада, так и начальной школы.

Подготовка к школе – поистине один из самых загадочных вопросов образования. Существование массы научных и методических публикаций по этой теме вполне объяснимо. Как любая многоплановая проблема, это явление много лет исследуется учеными, обрастает методическими разработками, дискутируется на конференциях и семинарах.

Успехи современного школьного обучения в немалой степени зависят от уровня подготовленности ребёнка в дошкольные годы. В школе на первоклассника обрушивается все сразу: и новые правила поведения и новая информация. Поэтому мы готовим дошкольника к грядущим переменам в привычных для него условиях постепенно, шаг за шагом, вводя новые установки, соответствующим новым требованиям.

Большую помощь оказывает игра в «школу». Она помогает ребенку успешно войти в школьную жизнь. В игре формируется умение договариваться (устанавливать правила, распределять роли, умение управлять и быть управляемыми. Ребенок активно осваивает «мир вещей» (познавательную и практическую деятельность) и «мир людей» (нормы человеческих взаимоотношений). В старшем дошкольном возрасте появляются звонки, рюкзаки, портфели, совместно изготавливаем атрибуты к сюжетно – ролевой игре в «школу».

Одним из условий эффективности работы по осуществлению преемственности двух учебных заведений является ознакомление детей со школой. Знакомство с учебным заведением начинаем с внесения фотографий детского сада и школы в уголок книги. Обращаем внимание детей на них и выясняем, знакомы ли детям здания на фото. Так, между воспитателем и воспитанниками завязывается беседа, где педагог выясняет, хотят ли дети побывать в школе. Конечно, мы всегда на данный вопрос услышим положительный ответ. Вместе со старшим воспитателем организуем экскурсию в школу, с которой сотрудничаем.

Возвращаются с такой экскурсии дети с яркими впечатлениями, они рассказывают друг другу о том, какие правила существуют в школе, затем активно начинают их применять в сюжетно – ролевой игре. Дети серьезно относятся к присутствию на уроке в школе, особенно им нравится, когда учитель непосредственно обращает внимание на них, задавая вопросы, касающиеся данного урока, они, как положено, поднимают руку, отвечают и получают отметки в виде звездочек. Им это нравится, они гордятся теми знаниями, которые смогли показать не только перед своими сверстниками, но и перед первоклассниками.

Знакомство со школой на этом не заканчивается, следующая экскурсия для ребят – в библиотеку. Здесь дошкольникам рассказывают о важности посещения библиотеки школьниками и получении знаний об окружающем мире через книгу. Дети, возможно, впервые видят такое большое количество книг, которые несут в себе разнообразную информацию. Свои впечатления от экскурсий дети раскрывают в рисовании на следующие темы: «Здание школы», «Мои впечатления от экскурсии в школьную библиотеку», «Класс», оформление иллюстративного альбома о школе «Школа, в которой я буду учиться», «Я – первоклассник».

Частыми гостями нашего ДОУ являются учителя школы, с которой мы сотрудничаем, они участвуют в родительских собраниях, педсоветах, семинарах.

Таким образом, наша цель – обеспечить полноценное личностное развитие физиологическое и психологическое благополучие ребенка в переходный период от дошкольного воспитания к начальной школе.

МБОУ гимназия №7, учитель начальных классов,

г. Чехов, Московская область

Аннотация

«Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь

детей. Пусть, став учеником, ребенок продолжает

делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое

появляется в его жизни постепенно и

не ошеломляет лавиной впечатлений».

Мир меняется стремительно. Введение стандартов второго поколения – это необходимость, продиктованная жизнью. Что же еще принципиально нового провозглашает документ стандарта? В нем описываются требования к информационному пространству, к материально-техническому обеспечению, к учебному оборудованию, к финансовым условиям и…к кадрам.

При переходе на новый стандарт конечно же возникнут проблемы, это вызывает вполне определённое беспокойство. «К чему готовиться, чтобы в новом учебном году не попасть впросак?», — так думали многие педагоги, перешедшие на ФГОС.

За последние время ни одна из систем, социума не подверглась таким серьезным и глубоким преобразованиям, как система образования. Многое сделано, многое, достигнуто, многое переосмыслено. И все же, как сказал великий Альберт Эйнштейн: «Разум, однажды расширивший свои границы, никогда не вернется в прежние».

А это значит, что мы с вами переходим на качественно новый уровень развития образования. Чем он характеризуется? В первую очередь — состоянием перехода от продолжающейся интенсивной модернизации к инновационному развитию.

Стратегию этого перехода мы выстраиваем на решении трех основных задач:

Ø  модернизации общего и дошкольного образования;

Ø  приведения содержания и структуры профессионального образования в соответствие с потребностями рынка труда;

Ø  развития системы оценки качества и востребованности образовательных услуг.

Впервые процессы социокультурной модернизации образования должны стать мощной силой, преобразующей образование в новый институт продуктивного социального развития региона. Чрезвычайно значимой силой в этом преобразовании станет новый закон «Об образовании в Российской Федерации».

Практически каждая глава проекта Закона включает нормы, нацеленные на обеспечение создания правовых условий, обеспечивающих превращение образования в движущую силу и ресурс социально-экономического развития, в важный механизм формирования инновационного потенциала общества и экономики, повышения конкурентоспособности страны.

С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения Российской Федерации перешли на Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения. Что такое Федеральный государственный стандарт начального общего образования? «…В основу стандарта положены новые принципы его построения. Образовательный стандарт, являющийся отражением социального заказа, рассматривается разработчиками проекта как общественный договор, согласующий требования к образованию, предъявляемые семьей, обществом и государством и представляет собой совокупность трех систем требований — к структуре основных образовательных программ, к результатам их освоения и условиям реализации, которые обеспечивают необходимое личностное и профессиональное развитие обучающихся…»

Новый стандарт ориентируется прежде всего на то, что наш маленький гражданин станет критически мыслящей личностью, способной к выбору, самостоятельному поиску разных способов решения не только учебных, но и жизненно важных проблем. Предполагалось, что наши дети попадут в особые условия, где начальное образование приобретет универсальную ценность, поможет ребенку на протяжении всего жизненного пути.

Все, что заложено в новом стандарте, адресовано не столько ребенку, сколько взрослым, в том числе и руководителям системы образования, директорам школ, завучам, методистам, учителям. Почему? Да потому, что современные дети растут в условиях информационного, быстро развивающего общества. Они уже давно на «ты» с техникой и электроникой, с раннего детства дружат с мультимедийными программами, иными словами, наши дети другие… Вот почему так важно понять и принять идеологию нового образовательного стандарта.

1.ФГОС глазами учителя: проблемы и перспективы

1.1. Учитель — центральная фигура в школе

Мир меняется стремительно. Введение стандартов второго поколения – это необходимость, продиктованная жизнью. Что же еще принципиально нового провозглашает документ стандарта? В нем описываются требования к информационному пространству, к материально-техническому обеспечению, к учебному оборудованию, к финансовым условиям и…к кадрам.

При переходе на новый стандарт конечно же возникнут проблемы, это вызывает вполне определённое беспокойство. «К чему готовиться, чтобы в новом учебном году не попасть впросак?», — так думали многие педагоги, перешедшие на ФГОС.

Я думаю, что изменилось многое! Учитель — вот главная фигура. Ветер перемен потребовал глубоких изменений в мировоззрении и психологии педагогов, работающих в современных условиях, отказа от давно сложившихся стереотипов, выработки новых подходов в воспитании и социализации учащихся. Школе нужен такой учитель, который сможет грамотно работать не только по новым методическим пособиям и учебникам, но и способен самостоятельно моделировать образовательный процесс, анализировать свою деятельность на предмет соответствия требованиям нового стандарта, вносить коррективы там, где это необходимо.

Стратегическая задача образования 21 века — осознание и раскрытие человеческой души — истинно, бессмертного человека, который создает по своему образу и подобию новое, духовное общество и новую, духовную цивилизацию. Значит и учитель должен быть — компетентным, думающим, инициативным, мобильным, ответственным, умеющим делать выбор, творческим, владеющим современными ИКТ-технологиями.

Быть гибким — вот задача школы и каждого учителя. Если мы хотим научить современного ребенка, научить качественно, то первыми перестраиваться необходимо прежде всего нам. Одна из проблем — многие педагоги не готовы к таким изменениям. В профессиональной деятельности учителя могут возникнуть проблемы как личного характера, так и социального. Учитель прежде всего сам должен понимать актуальность требований к современному образованию. Считаю, что не все учителя смогут перестроить собственное видение проблемы, свою методику преподавания. Думаю, что это будет и психологический барьер. Для этого педагогу придется полностью пересмотреть свою работу, психологически настроиться, так как образовательные стандарты второго поколения ставят перед учителем новые цели и задачи. Теперь в начальной школе мы должны сформировать новые умения — универсальные, составляющие основу умения учиться. Чтобы быть готовым к этому, учителю следует осмыслить идею системно-деятельного подхода как основы ФГОС и создавать условия для формирования универсальных учебных действий. Педагог должен умело подойти к реализации нового стандарта второго поколения, чтобы обеспечить качественное начальное образование: придётся достаточно много поработать над документами и не бояться использовать новые технологии. Чтобы не возникла проблема «Педагогической недееспособности» педагог должен быть готов к новым стандартам. Ведь они предъявляют высокие требования к профессиональной компетенции педагога. Востребованы свойственные далеко не каждому педагогу функции: аналитические, прогностические, экспертные, организационные. Выход один — самообразование, самообучение, самовоспитание, движение вперёд навстречу всему новому, ежедневный труд и поиск. Современному учителю в течение жизни приходится неоднократно повышать свою профессиональную деятельность и осваивать новое. Лозунгом для современного учителя должно стать «Образование на протяжении всей жизни». Я солидарна с Ш. Амонашвилли «Учитель — художник, а урок — свет, который он несут детям, чтобы судьба каждого состоялась».

1.2.Кадровое обеспечение и курсы повышения квалификации

Огромная проблема — кадровое обеспечение — укомплектованность кадрами, имеющими необходимую квалификацию. В Тезисах к докладу министра образования Правительства Московской области на августовской педагогической конференции 24 августа 2011 года «Развитие образования в Московской области» говорится о том, как остро стоит вопрос обеспеченности образовательных учреждений кадрами. Каждый 6-й педагог – пенсионного возраста, дефицит педагогических кадров составляет около 1000 человек. Правильно сориентироваться в нужном направлении помогут только курсы по ФГОС. Труднее всего приходится именно таким зрелым учителям, в силу возраста трудно осваивать технику, перестраиваться на системно — деятельностное обучение. Чтобы работать по новым стандартам, нужна переподготовка учителя, не только в профессиональной деятельности, но и в психологической готовности: педагог должен определиться с выбором УМК, организации дополнительных занятий во второй половине дня, в целесобразном использовании ИКТ. Стандарты второго поколения определяют общие требования к результатам начального образования, которые конкретизируются в системе нормативных документов, поэтому в помощь учителю необходимы новый проект базисного плана, проекты примерных рабочих программ по всем предметам, в которых было бы учтено грамотное и целесообразное использование ИКТ в работе учителя. Важнейшей отличительной особенностью стандартов нового поколения является их ориентация на результаты образования через системно — деятельностный подход. Педагог должен ответственно подойти к реализации ФГОС второго поколения для того, чтобы привить в ученике две группы новых умений: универсальные учебные действия, составляющие основу умения учиться (навыки решения творческих задач, навыки поиска, анализа и интепретации информации), формирование у детей мотивации к обучению, помощи им в самоорганизации и саморазвитию. Сейчас многим, зрелым учителям сложно сориентироваться в многочисленных УМК для начальной школы, ведь был свой любимый и вроде бы устраивал… Важно выбрать такой комплект, который бы соответствовал новым стандартам. Новые стандарты подразумевают не только обязательные учебные занятия, но и дополнительную образовательную программу школы, осуществляемую во второй половине дня. Введение новых дисциплин приведёт к дополнительной нагрузке на учащихся, переутомлению, поэтому нужно будет продумать создание условий для проведений дополнительных занятий таким образом, чтобы не навредить здоровью учащихся, особенно здоровью первоклассников. Педагог всегда должен идти в ногу со временем.

1.3. Внеурочная деятельность : за и против

Новый стандарт подразумевает, наряду с обязательными учебными занятиями, дополнительную образовательную программу школы, осуществляемую во второй половине дня, а многие школы учатся в 2 смены. В школе, работающей в две смены, не возможно грамотно создать условия для реализации внеурочной деятельности детей. А проведение ее любым путем наносит вред не только здоровью школьника, но и в целом программе по внедрению ФГОС в школьную практику.

А ведь, современная школа, по условиям стандарта, должна уделять много времени внеурочной деятельности, в которой ребенок сможет проявить себя, у него должна появиться возможность попробовать себя в проектах, кружках, секциях, клубах по интересам, что позволит ему выявить личностные качества, развить творческие, познавательные способности, вступить в коммуникацию с о сверстниками и взрослыми, которых объединит общая идея или проект.

1.4. Ученик — важная часть образовательного процесса

Однако, с новым компетентным подходом в системе образования могут возникнуть проблемы и у школьника. Во-первых, как отразится введение 30 часов пребывания в школе на здоровье нынешнего поколения? Многим из них нужен дневной отдых, тишина. И далеко не каждая школа, работающая в две смены, может предоставить условия для этого. Введение новых дисциплин приведет к дополнительной нагрузке на учащихся. Еще при работе по «старым» стандартам, учителям приходилось часто слышать от родителей о большой нагрузке детей. Справятся ли дети и их родители с «новой нагрузкой». Вопрос питания школьников так же стоит остро. К сожалению не все родители могут оплатить питание детей, оставшихся на внеурочную деятельность. Для сельской местности это вообще большая проблема. Отдельная проблема по внедрению ФГОС в сельской местности. Сельской школе для решения проблем школьного образования необходимы интеллектуальные и материальные ресурсы. Молодые специалисты неохотно едут в село. Содержание сельского образования должно не только соответствовать российскому стандарту, но и нести специфику условий проживания, дать возможность учащимся приобретать знания, навыки, умения для жизнедеятельности в конкретной социальной среде.

Во вторых, у ребенка возрастает ответственность, в связи с чем появляются трудности, так как ребенок становится важной частью образовательного процесса. Школьника нужно приобщить не только к репродукции, но и к созданию нового, к исследованию. А этот переход бывает очень проблематичен не столько для учеников, сколько для учителя, работающего по — старинке. Хотя мы понимаем, что результаты, которые должны демонстрировать выпускники, зависят в том числе от эффективности систематической внеклассной работы. Поскольку каждая школа должна работать на достижение результатов, определенных стандартом, без такой важнейшей составляющей школьной жизни, как внеклассная работа, этих результатов можно не получить.

Проблема – различный уровень мотивации учащихся и способность к освоению знаниями. Решение – квалифицированное тестирование готовности ребёнка к школе и правильное формирование классов, однако образование превратилось в образовательную услугу и родитель определяет своего ребенка к тому учителю, к которому захочет. Тем самым у учителя нет возможности сформировать класс по уровню развития и мотивации, что лишает его возможности строить перспективное образование. А классы, сформированные по желанию родителей вновь ориентированы на «среднего» ученика.

1.5. Система оценки качества образования

ФГОС подразумевает, что ответственность за качество образования не будет теперь лежать на одном учителе, а поровну распределится между семьёй, муниципалитетом (за ресурсное обеспечение) и учителем, в это — хочется верить Но всё равно учитель — это центральная фигура. И учителя надо подготовить к этому. И самому учителю подготовиться. Сможет ли учитель качественно подготовиться к следующему учебному дню и внеклассным мероприятиям ежедневно? Где взять время на всю ту работу, которую должен выполнить учитель? Как же его семья? Он тоже человек: хочется почитать книгу, посмотреть фильм, заняться любимым делом… И конечно не нужно забывать и о здоровье учителей.

Материальный вопрос так же неоднозначен. Как сегодня осуществляться оплата учителя за внеурочную деятельность? Ведь мы живем в условиях рыночной экономики, и каждый труд должен быть вознагражден соответственно. На одном энтузиазме долго не продержишься. Есть данные, что многие учителя вообще ничего не получают за внеурочную деятельность.

1.6. Материально-техническое оснащение школ:

что изменилось за год?

Следующей из проблем является материально-техническое оснащение наших школ — оставляет желать лучшего. Не все кабинеты оснащены современной техникой, которая бы позволяла более качественно построить процесс обучения и помогать учителю в оперативной обработке материалов и ведению мониторинга по развитию у ребёнка универсальных учебных действий. Но в то же время, оснащение кабинетов компьютерной техникой — это не показатель того, что новый стандарт будет внедрен. Необходимо грамотное и целесообразное использование этой техники, что будет зависеть только от учителя. В помощь педагогу здесь необходимы и новый проект базисного образовательного плана, и проекты примерных учебных программ по всем предметам, и конечно новые УМК, их адаптация к новым условия их реализации, курсы и консультации.

Переход на новые образовательные стандарты вызывает проблемы и в работе с родителями. Нам, учителям, здесь отведена серьезная миссия. Ведь придётся перестраивать понимание родителями учебного процесса, а это иногда очень трудно, поскольку в наше время человеческие ценности не совсем те, которые должны быть. Что определяется стандартом в структуре образовательной школы? Это программы духовно-нравственного воспитания и развития.

С введением новых стандартов принципиально должна меняться и система оценивания качества образования. Внутришкольная система оценивания должна соответствовать той системе, которая будет применяться на государственном уровне при переходе учащихся но новую ступень обучения.

Считаю, что возникающие проблемы как субъективного, так и объективного характера, решать надо и как можно быстрее. Чтобы исключить субъективные, нужно помнить древний афоризм: «Победить самого себя — это лучшее средство для того, чтобы не быть побежденным». А как это сделать каждый учитель знает и у каждого свой путь. Чтобы исключить объективные необходимо:

Ø  Широко пропагандировать смысл перехода на новые образовательные стандарты через все средства массовой информации, чтобы при переходе не только родители, но и общество в целом понимало важность этого шага;

Ø  Срочно укрепить материально-техническую базу всех школ;

Ø  Строить «Новые школы»;

Ø  Внеурочная деятельность может осуществляться только в тех школах, где созданы условия (главное, школа должна работать в одну смену);

Ø  Отрегулировать часовую нагрузку внеурочной деятельности, которая должна нести развитие, а не подрывать здоровье младших школьников;

Ø  Решить обеспечение учебниками и учебными пособиями все слои населения;

Ø  Рассмотреть питание учащихся (родители с трудом справляются с оплатой питания);

Ø  Решить проблему «нищенства» учителя во всех регионах и т. д.

С прошлого учебного года и наша гимназия начала погружение в данную проблему, ЧТО же мы имеем сегодня? Трудности у учителя и администрации по организации учебного процесса: выбрать УМК, максимально приближенный к стандартам второго поколения, составить рабочую программу по предметам с учётом современных требований, оформить программу духовно-нравственного развития класса совместно с родителями, спланировать внеурочную деятельность и т. д. Для преодоления всех трудностей нужно хорошо изучить новые стандарты, пройти курсы повышения квалификации, знакомиться с новыми документами и рекомендациями. 30 часов в неделю для первоклассников тяжело. Внеурочную деятельность поделили между учителями начальных классов. Учителю нужно осуществлять организацию УУД младших школьников, с точки зрения реализации системно-деятельностного подхода; пересмотреть структуру написания программы, особое внимание уделить планируемым результатам; изучить нормативные документы; написать программу духовно-нравственного развития и воспитания; изучить требования по СанПинам по ФГОС и многое другое. Нужно ехать на курсы! А родители доверились школе и особого беспокойства не проявляют. Вновь все трудности на учителе и школе. Однако все, зависяшее от нас сделали: и рабочие программы по предметам, и составили тематические планирования с учетом развития универсальных учебных действий, и обучили всех педагогов по ФГОС, и консультировали родителей, и как-то выкрутились с введением внеурочной деятельности (гимназия работает в 2 смены), и с перегрузкой детей и др. Все проблемы решали постепенно. Вот заканчивается первый год работы по новым стандартам. Работая по системно-деятельностному подходу, учим детей самостоятельно добывать знания, ставить перед собой задачи, планировать пути их решения, контролировать свои действия, именно это говорится в стандарте. Ребенок обязательно научится сам оценивать свои успехи и неудачи, разовьет у себя способность к рефлексии собственной деятельности.

Что ж, Стандарт сориентирован именно на становление личностных характеристик ребенка. Развитие личности ученика становится главным результатом деятельности школы. Стандарт задал высокую планку и для школы, и для родителей.

Заканчивается первый год работы по введению ФГОС в образовательный процесс в гимназии. Что зависело от педагогов, гимназии, учебно-методического центра (все теоретические вопросы и консультации) — все решали, однако до сих пор не получили необходимое оборудование и оснащение образовательного и воспитательного процесса (практическая часть не выполнена, и по разнарядке не будет выполнена и в следующем учебном году, потому что в первую очередь оснащение должны получить 2-е классы, до первых классов очередь опять не дойдет, по крайней мере еще год…)

2. Учитель остается учителем, пока он учится

Наши педагоги принимали активное участие в семинарах, круглых столах, видеоконференциях, практикумах, проводимых по вопросам внедрения стандартов второго поколения, встречались с разработчиками УМК-тов, участвовали в интернет-семинарах, в вебинарах, изучили опыт и проблемы пилотных школ. Для организации работы по самообразованию педагогов в школьной библиотеке сформирована подборка изданий, опубликованных в рамках введения стандартов второго поколения.

В своей работе учителя 1-х классов используют приёмы, основанные на дифференциации обучения, работу в парах и мобильных группах, поддерживают инициативу ученика, стимулируют самостоятельное наблюдение, занимаются проектно-исследовательской деятельностью. Задача учителя – научить ребенка самостоятельно оценивать свой труд, так как формирование адекватной самооценки – залог успешности современного ученика. И Портфолио в данном случае является универсальным средством для отслеживания личностных результатов. У нас разработано Положение о Портфолио, определена его структура, всеми первоклассниками заведены Портфолио, которые уже сегодня пополняются.

Особое внимание при внедрении Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения уделяется работе с семьей. Проведена большая информационно-просветительская работа по вопросу необходимости смены модели образования. Расширены полномочия родителей как законных представителей.

Заключение

Начальная школа должна стать не «школой навыка», а первым опытом ребенка в образовании – местом пробы своих сил, пространством раскрытия личностного потенциала и школой взросления. Для обеспечения качественного образования в начальной школе нами выдвинуты следующие базовые ценности, на которые опирается коллектив гимназии:

1.Право каждого ребенка на получение образования, соответствующего его индивидуальным особенностям и возможностям, в максимальной близости от места проживания.

2.Достижение учащимся уровня образованности, соответствующего Федеральному государственному образовательному стандарту определенного уровня и направленности в зависимости от своих личных возможностей.

3.Признание интересов ребенка, его таланта, поддержке его успехов.

4.Право педагога на профессиональную педагогическую деятельность.

5.Здоровье всех субъектов системы образования.

6.Взаимоуважительное сотрудничество всех субъектов.

Ориентиры гимназии связаны с моделированием образа выпускника данной начальной школы. Параметры: объем знаний; познавательная направленность личности; развитие творческих способностей; реализация воспитательного потенциала личности.

Сущность подхода к личности ребенка в признании уникальности и неповторимости каждого, уважении его достоинства, доверии к нему, принятии его личностных целей, запросов и интересов, создании условий для его максимального развития на основе всестороннего педагогического анализа успехов и достижений, проблем ребенка.
Сущность подхода к деятельности учителя: каждому педагогу школы право на творчество (на собственный педагогический почерк); свобода выбора педагогических технологий, учебников, пособий, методов оценки учащихся; участие в управлении учреждением.

Ожидаемые результаты:

1.Продолжение процесса модернизация учебного плана и образовательной программы в свете новых подходов к начальному образованию: внедрение новых Федеральных государственных образовательных стандартов и современных учебно-методических комплексов.

2.Обновление содержания начального образования через реализацию индивидуализации учебного процесса; оптимизацию нагрузки учащихся начальной школы, внедрение в образовательный процесс электронных учебно-методических комплексов; обновление учебнометодической базы; совершенствование системы предметных олимпиад и конкурсов; обновление программ дополнительного образования.

1.Внедрение новых педагогических технологий.

2.Разработка и реализация «Предшкольной подготовки».

3.Внедрение современных форм и механизмов оценки качества образования и выработка единых показателей оценивания результативности обучения учащихся начальной школы.

Развитие воспитательной системы школы

в связи с введением ФГОС

Воспитание является органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития, и призвано содействовать успешной социализации подрастающего поколения. Совершенствование системы школьного воспитания предполагается проводить по следующим направлениям:
1.Обновление содержания и технологий воспитательной деятельности.
2.Совершенствование управления системой воспитания детей школы. 3.Переподготовка педагогических кадров.

4.Обеспечение системы воспитания школы научно-методическими, материально-техническими и другими ресурсами.

Содержание и технологии воспитательной деятельности должны отвечать запросам общества, традициям, позитивному опыту.

Для этого необходимо: создание банка целевых программ воспитательной работы в муниципалитете; мониторинг развития личности ребенка; создание банка воспитательных технологий; обеспечение взаимосвязи с центрами воспитания детей района, социума, проведение мониторинга состояния воспитанности детей.

Ожидаемые результаты:

1.Эффективно-действующая система воспитания детей.

2. Новые направления работы в области воспитания детей.

3. Высокие показатели воспитанности контингента учащихся школы.

Вывод: От того, как будет устроена школьная действительность, какой будет система отношений школы и общества, насколько интеллектуальным и современным мы сможем сделать общее образование, зависит благосостояние наших детей, внуков, всех будущих поколений. Творческий подход к своей работе, стремление к освоению нового, поможет каждому учителю дать качественное начальное образование всем своим ученикам! Что же, трудности встречаются в любой работе. И нужно их с достоинством преодолевать. Думаю, что все проблемы постепенно исчезнут, нужно время и терпение!

ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ

1.  . Развитие образования в Московской области. Тезисы к докладу министра образования Правительства Московской области на августовской педагогической конференции 24августа 2011г.

2.  Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования : проект / Рос. акад. образования ; под ред. , . — М. : Просвещение, 2008. — 39 с. — (Стандарты второго поколения). — ISBN 978-5-09-019046-6.

3.  Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Учебное издание. Стандарты второго поколения. И.: Просвещение, 2010. — 31 с.

4.  Планируемые результаты начального общего образования / под ред. , . — М.:Просвещение, 2009. — 120 с. — (Стандарты второго поколения). — ISBN 978-5-09-021058-4.

5.  Обсуждаем новые стандарты: социальная компетентность учащихся // Начальная школа: изд. дом Первое сентября. — 2010. — № 1. — 2-3 с.

6.  6. Фундаментальное ядро содержания общего образования: проект / под ред. , . — М.: Просвещение, 2009. — 48 с. — (Стандарты второго поколения). — ISBN 978-5-09-019139-5.