Заполните пропуски в схеме исторический перелом в судьбах человечества

Задание 1.

Заполните пропуски в схеме «Происхождение восточных славян».

заполните пропуски в схеме исторический перелом в судьбах человечества

Задание № 2. Установите соответствие между названием племен и местностью, где они жили.

заполните пропуски в схеме исторический перелом в судьбах человечества

Внимание! Здесь и далее в подобных заданиях буквы, соответствующие определённому номеру, запишите в таблицу.

заполните пропуски в схеме исторический перелом в судьбах человечества

Задание 3. Заполните пропуски в схеме «Системы земледелия у восточных славян».

заполните пропуски в схеме исторический перелом в судьбах человечества

Задание № 4. Разгадайте кроссворд.

По горизонтали: 5. Бог ветра. 6. Деревянная или каменная статуя языческого божества. 7. Лесной дух.

По вертикали: 1. Бог солнца. 2. Мифическая женщина, живущая в воде. 3. Бог грома, молнии и войны. 4. Богиня плодородия.

заполните пропуски в схеме исторический перелом в судьбах человечества

Ответы по горизонтали: 5. Стрибог. 6. Идол. 7. Леший.
Ответы по вертикали: 1. Ярило. 2. Русалка. 3. Перун. 4. Мокошь.
Задание № 5. Заполните пропуски в схеме «Занятия восточных славян».

заполните пропуски в схеме исторический перелом в судьбах человечества

Задание № 6. Выберите правильный ответ.

1. Вервь — это:

а) территориальная (соседская) община у восточных славян;б) место поклонения языческим богам;

в) обычай кровной мести.

2. Наиболее важные дела у восточных славян решали:

а) родовые владыки;

б) кудесники;

в) общий совет — вече.3. В случае военной опасности с врагами сражались:

а) отряды наемных воинов из соседних стран;

б) народное ополчение восточных славян;в) хорошо обученные отряды профессиональных славянских воинов.

Задание 7. Найдите в художественной литературе несколько (3—5) мужских и женских славянских имён. Узнайте, что они означают.

Богдан — Богом данный
Боян — сказатель
Велимудр — много знающий
Вера — верная
Всемысла — мыслящая обо всем
Голуба — кроткая
Градимир — хранящий мир
Добрыня — добродушный
Забава — веселая, забавная
Ратибор — воин леса, защитник
Светозар — озаряющий светом
Задание 8. Отметьте утверждения, не соответствующие исторической действительности.

1) Восточные славяне первыми заселили Восточную Европу. 2) Восточные славяне истребили все местные племена, проживавшие в Восточной Европе.3) Славяне и местные племена оказывали взаимное влияние друг на друга.

4) Совместная жизнь с финно-уграми приводила к изменению внешнего облика славян.5) Некоторые славянские языческие боги носили иранские и балтские имена.

Параграф 3. Наша Родина — Россия — Рабочая тетрадь по истории России. Артасов 6 класс

  • ГДЗ к учебнику по истории России. Арсентьев. 6 класс 1 часть
  • ГДЗ к учебнику по истории России. Арсентьев. 6 класс 2 часть
  • ГДЗ к контурным картам по истории России. Тороп. 6 класс

ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ И ИХ СОСЕДИ

Задание 1. Найдите в учебнике (с. 28—29) названия славянских союзов племён. Заполните таблицу.

 Союз племён Территория проживания
Поляне Среднее течение Днепра вокруг Киева
Северяне К северу от полян по рекам Десне и Суле
Полочане Между Западной Двиной и верховьем Днепра
Древляне К северо-западу от Киева, на западном берегу Днепра по течению и притокам реки Припяти
Дреговичи Между Припятью и Двиной
Кривичи Верховья Волги, Днепра и Западной Двины
Радимичи Рядом с южными кривичами, г. Любеч был построен близ впадения реки Сож в Днепр
Вятичи Восточнее радимичей, в глухих лесах по реке Оке
Ильменские словене Вокруг озера Ильмень
Волыняне Западнее полян, на плодородных землях между верховьями Буга и Южного Буга, текущих к Балтийскому и Черному морям
Уличи Южнее волынян между Днестром и Южным Бугом
Тиверцы Западнее уличей, между Днестром и Прутом
Белые хорваты Рядом с волынянами, между Тисой и Прутом

Задание 2. Заполните пропуски в схеме «Происхождение восточных славян».

Комментарий:

Примерно во II тысячелетии до нашей эры балтославянские племена выделились из индоевропейских племён. Они заселили огромную территорию, включавшую южное побережье Балтийского моря, значительную часть Центральной и Восточной Европы. Примерно в V веке до н.э. произошло разделение балтославянской группы на племена балтов и славян. Славяне в IV—X веках нашей эры разделились на три группы племен: южная (предки современных болгар, словен, македонцев, сербов и хорватов), западная (предки чехов, словаков и поляков) и восточная (предки русских, украинцев и белорусов).

Задание 3. В чём состоит преимущество переложной системы перед подсечно-огневой? В чём состоит преимущество трёхполья перед двупольем?

Переложная система требует меньших трудовых затрат, поскольку для сева зерновых не требуется вырубать лес и сжигать пни, как при подсечно-огневой. Использовались эти системы в разных территориально-климатических условиях. Однако, и при той и другой системе земля истощалась быстро.

При системе трехполья сохранялись все преимущества двуполья, но в ней предполагался еще и сев озимых зерновых на третьем поле, что позволяло снимать урожай озимых немного раньше, чем яровых. Кроме того трехполье — более эффективная форма рациональной организации землепользования. Система трёхполья делала землю более плодородной и повышала урожайность.

Комментарий:

Подсечно-огневая система – способ подготовки почвы для земледелия, который использовали для создания пахотных угодий на территориях, занятых лесом. Прежде чем пахать землю, необходимо было вырубить деревья. Оставшиеся на поле пни сжигали, золой удобряя почву. Землю обрабатывали два-три года, а когда она переставала давать хороший урожай, её забрасывали и выжигали новый участок.

Переложная система – способ ведения земледелия, применявшийся в благоприятных для сельского хозяйства условиях – в степной и лесостепной полосе. Плодородные участки земли использовались в течение нескольких лет до полного истощения почвы, после чего люди переходили к обработке новых участков. Истощенная земля не обрабатывалась 20-30 лет до восстановления плодородия.

Двуполье – система ведения земледелия, при которой засеивалась только половина пашни, а вторая распахивалась и оставлялась «отдыхать» на год.

Трёхполье – система ведения земледелия, при которой треть полей засевали весной (яровой хлеб), треть – осенью (озимые хлеба), а треть оставляли под пар (отдыхать).

Задание 4. Соедините линиями имена богов и их характеристики.

  • Велес — Покровитель скотоводства
  • Стрибог — Повелитель ветра
  • Макошь — Богиня плодородия
  • Ярило — Бог солнца
  • Перун — Бог грома и молнии

Задание 5. Найдите с помощью Интернета несколько (3—5) мужских и женских славянских имён. Узнайте и запишите, что они означают.

  • Владимир (Володимер) — великий в своей власти
  • Голуба — кроткая.
  • Добрыня — добродушный.
  • Лада — супруга, милая (от имени славянской богини любви и красоты).
  • Людмила — милая людям.
  • Пересвет — сражающийся за свет.
  • Ратибор — воин леса, защитник.
  • Ростислав — возрастающая слава
  • Святослав — священная слава.
  • Станислав — устанавливающий славу
  • Ярослав — обладающий ярой (мощной) славой

Задание 6. Запишите определения понятий

Вервь — территориальная славянская община, в которой члены верви совместно владели сенокосами и лесными угодьями, а поля были поделены между семьями.

Вече — народное собрание, решавшее важнейшие вопросы.

Народное ополчение — военное формирование, создаваемое на добровольных началах в случае военных действий

Родовая община — это объединение людей, включавшее кровных родственников. Имущество общины считалось общим достоянием, все её члены имели равные права, вопросы решали сообща.

Соседская община — это община, в которой людей объединяет не кровное родство, а совместное проживание на определенной территории.

Задание 7. Сравните систему управления у восточных славян и в древнегреческом полисе. Результаты представьте в виде таблицы.

Управление в полисе Управление у восточных славян
Общее
  • Участие народа в управлении (демос и вече – народные собрания).
  • Для управления общими делами избираются правители (должностные лица в полисе и старейшины в славянской общине).
  • Народное ополчение.
  • Угодья и поля поделены между членами общины (сочетается частная и коллективная формы собственности).
Различия Статус члена полиса на у всех Все члены общины имеют равные права
Социальное неравенство Социальное равенство
Раб не мог стать членом полиса Раб мог стать членом общины

Комментарий: следует отметить, что данное сравнение фиксирует определенное положение и временной период – начальное традиционное представление о системе управления полисом и соседскую общину у восточных славян. Именно поэтому мы вообще не упоминаем верховных правителей, которые появились при развитии системы управления в полисе и при переходе к более крупным племенным объединениям у славян. Мы не говорим о социальном неравенстве в славянских племенах, поскольку об этом можно говорить на более позднем этапе развития племени.

  • ГДЗ к рабочей тетради по истории России. Артасов. 6 класс
  • ГДЗ к учебнику по истории России. Арсентьев. 6 класс 1 часть
  • ГДЗ к учебнику по истории России. Арсентьев. 6 класс 2 часть
  • ГДЗ к контурным картам по истории России. Тороп. 6 класс

Задача 1

Рассмотрите картинку. Напишите название операции, обозначенной на схеме.

Задача 2

Партизанская операция «Рельсовая война» проходила в период

  1. Сталинградской битвы
  2. операции по освобождению Белоруссии
  3. Курской битвы
  4. битвы под Москвой

Задача 3

Запишите термин, о котором идёт речь.

Операция по прорыву и окружению Красной Армии в районе Курска, разработанная гитлеровским командованием для овладения стратегической инициатив…

Задача 4

Кто стоял во главе Центрального штаба партизанского движения?

  1. С.М. Будённый
  2. П.К. Пономаренко
  3. Б.М. Шапошников
  4. Н.С. Хрущёв

Задача 5

Какие три из перечисленных ниже событий относятся к войнам XVII–XVIII вв.?

  1. Бородинское сражение
  2. Полтавская битва
  3. оборона Шипки
  4. битва на реке Рымник
  5. «Вечный мир» с Польшей
  6. о…

Задача 6

Кто из перечисленных героев являлся членом подпольной антифашистской организации «Молодая гвардия»?

  1. Олег Кошевой
  2. Василий Клочков
  3. Зоя Космодемьянская
  4. Александр Матросов

Задача 7

Назовите имя прославленного советского снайпера 62-й армии Сталинградского фронта, Героя Советского Союза. Во время Сталинградской битвы с 10 ноября по 17 декабря 1942 г. он уничто…

Задача 8

Прочтите отрывок из письма бойцов и командиров 25-й Чапаевской стрелковой дивизии. Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения. Запишит…

Задача 9

В партизанских отрядах наряду со взрослыми в борьбе с фашистами активно участвовали дети и подростки. Один из них юный партизан-разведчик, самый молодой Герой Советского Союза. На …

Задача 10

Прочтите отрывок из воспоминаний маршала И.С. Конева и укажите, в каком году произошли описываемые события.

«Советские войска смело на широком фронте перемахнули, буквально перемах…

Задача 11

Стрелковая дивизия под командованием генерала И.В. Панфилова прославилась в ходе

  1. Московской битвы
  2. Курской битвы
  3. операции по освобождению Белоруссии
  4. обороны Севастополя

Задача 12

Заполните пропуски в данных предложениях, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого предложения, обозначенного буквой и содержащего пропуск, выберите ном…

Задача 13

Одно из последствий победы СССР в Великой Отечественной войне — это

  1. прекращение политических репрессий
  2. укрепление тоталитарного режима
  3. ослабление власти номенклатуры
  4. развитие…

Задача 14

Подпольная организация «Молодая гвардия» действовала в

  1. Харькове
  2. Сталинграде
  3. Краснодоне
  4. Таганроге

Задача 15

Напишите цифру, которой обозначен населённый пункт, в районе которого произошло крупнейшее в истории танковое сражение.

Задача 16

Командиром крупного партизанского соединения в годы Великой Отечественной войны был

  1. С.А. Ковпак
  2. Я.Ф. Павлов
  3. Н.Ф. Гастелло
  4. А.М. Матросов

Задача 17

Прочтите отрывок из приказа народного комиссара обороны СССР и назовите сражение, в ходе которого он был издан.

«Враг бросает на фронт всё новые силы и, не считаясь с большими для …

Задача 18

Издание И.В. Сталиным приказа № 227 «Ни шагу назад!» было вызвано угрозой

  1. захвата немцами Крыма
  2. нового прорыва немцев под Москвой
  3. потери Сталинграда и выхода немцев к Волге
  4. захват…

Задача 19

Запишите цифру, которой на картинке обозначены места дислокации советских войск перед началом операции за пределами территории СССР.

Задача 20

В выступлении по радио заместителя Председателя СНК СССР, наркома иностранных дел СССР В.М. Молотова было сказано:

«Правительство Советского Союза выражает непоколебимую увереннос…